Учебно-Материальная
База - "Технология"
Авторы
| Информатика | Истории
| Математика | Медиатека
| География | Химии
| Биология | Естествознания
| Физика |ИЗО
| Иностранный | Мастерские
| Русский | Начальные
2.8. Кабинет и мастерские
образовательной области
"Технология"
Для образовательной области "Технология"
необходимо выделить следующие помещения:
- кабинет художественного труда (1-IV классы);
- мастерская по обработке металла (мастерская
по обработке конструкционных материалов);
- мастерская по обработке древесины (мастерская
по обработке конструкционных материалов);
- мастерская по обработке ткани;
- мастерская по обработке пищевых продуктов;
- кабинет технической графики.
При наличии площади допускается создание кабинета
"Электрорадиотехнология". Допускается организация
комбинированных мастерских "мастерской по обработке ткани
и пищевых продуктов", а также "мастерской по обработке
конструкционных материалов", в которых проводятся и электрорадиотехнические
работы с выделением в данных мастерских различных рабочих
зон по направлениям.
2.8.1. Санитарно-гигиенические
требования к кабинетам и мастерским образовательной области
"Технология"
2.8.1.1. Естественное и искусственное освещение
кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95.
"Естественное и искусственное освещение".
2.8.1.2. Естественное освещение при работе в
мастерских и кабинетах должно обеспечивать выполнение работ
по III разряду (точные работы), а при обучении технологии
швейных работ - по II разряду (работы высокой точности).
В учебно-производственных мастерских может также
применяться комбинированное (верхнее и боковое) освещение.
2.8.1.3. Ориентация окон учебных помещений должна
быть на южную, восточную и юго-восточную стороны горизонта
окна кабинета технической графики могут быть ориентированы
на все стороны горизонта, в том числе на север.
2.8.1.4. В помещении должно быть боковое левостороннее
освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения
кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего
подсвета, высоте которого должна быть не менее 2. 2 м от пола.
2.8.1.5. Для искусственного освещения следует
использовать люминисцентные светильники типов:ЛС002х40, ЛП028х40,
ЛП002-2Х40, ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2х40. Светильники должны быть
установлены рядами вдоль мастерских параллельно окнам. Необходимо
предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников.
Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно
ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125) ("кососвет").
Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на
О, 3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
2.8.1.6. В соответствии с правилами СП 2.4.2.782-99
и СНиП 23-05-95 наименьшая освещенность в мастерских по обработке
металла и древесины (мастерские по обработке конструкционных
материалов) установлена при люминесцентных лампах 300 лк;
при лампах накаливания - 150 лк; в кабинете технической графики
- 400 лк; в
мастерских по технологии швейных работ - 400
лк, на классной доске - 500 лк. Искусственное освещение может
быть общим, зонным, индивидуальным, локальным и комбинированным.
Светильники должны иметь матовые защитные экраны.
2.8.1.7. Площадь застекленной поверхности окон
должна составлять не менее 1/4 площади пола помещения.
2.8.1.8. Рабочие места в мастерских располагают
таким образом, чтобы свет по возможности падал слева, верстаки
были расположены перпендикулярно окнам.
2.8.1.9. Светильники аварийного освещения присоединяют
к электросети, независимой от сети рабочего освещения.
2.8.1.10. Помещения мастерских должны быть обеспечены
отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом,
чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18
- 21 С, а относительная влажность 60 - 40% при скорости воздуха
не более 0,3 м/с.
2.8.1.11. В мастерских и кабинетах должны быть
установлены умывальники с горячим водоснабжением и электросушилками.
Допускается размещение умывальников в прилегающей к мастерской
рекреации.
2.8.1.12. Мастерские и кабинеты должны быть
снабжены доброкачественной питьевой водой температурой не
выше + 20 и не ниже + 8 С. Источник воды должен находиться
на расстоянии не более 75 м от рабочих мест.
2.8.1.13. В мастерской для обработки пищевых
продуктов должны быть подведена горячая и холодная вода к
мойкам.
2.8.1.14. Все мастерские и кабинеты должны быть
снабжены аптечкой.
2.8.1.15. Окна должны быть оборудованы открывающимися
форточками или фрамугами независимо от наличия вентиляционных
сооружений. Площадь форточек или фрамуг должна быть не менее
1/50 площади пола для обеспечения естественной вентиляции
(трехкратный обмен воздуха).
2.8.1.16. Воздухообмен в мастерских при естественной,
механической и смешанной вентиляции не должен быть меньше
20 куб.м/час на одного человека.
2.8.1.17. Полы помещений делают гладкими и нескользкими.
2.8.1.18. Материал полов должен легко очищаться
и не образовывать дополнительной пыли.
2.8.1.19. Материал полов должен быть теплым,
устойчивым к механическим ударам, не впитывать масла и агрессивные
жидкости.
2.8.1.20. Стены и потолки в мастерских должны
быть покрыты масляными и эмульсионными (силикатными) красками
светлых тонов, не размываемыми при протирке их влажными материалами.
2.8.1.21. Для повышения освещенности за счет
отраженного света стены, потолки, полы окрашивают в светлые
тона. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах
0,5-0,6; потолка 0,7-0,8; пола 0,3-0,5.
2.8.1.22. Для уменьшения воздействия производственного
шума в мастерских должны быть использованы звукопоглощающие
материалы (древесно-волокнистые плиты, строительный войлок,
фанера, сухая штукатурка, резонансные поглотители).
2.8.1.23. Электроснабжение кабинета должно быть
выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.
2.8.1.24. Электропроводка должна быть выполнена
скрытым способом.
2.8.1.25. Штепсельные розетки, применяемые для
напряжения разной величины, должны отличаться друг от друга.
2.8.1.26. Для обеспечения безопасной работы
в мастерских должны быть обязательно заземлены каркасы распределительных
щитов, шкафов, стальные трубы, в которых помещены электропровода.
Кабинеты и мастерские должны быть оснащены устройством защитного
отключения.
2.8.1.27. Устройство электрической сети кабинетов
и мастерских должно соответствовать "Правилам по технике
безопасности при проведении занятий в учебных кабинетах общеобразовательных
школ".
2.8.1.28. На рабочие столы обучающихся (в кабинете
художественного труда, мастерских по обработке ткани, мастерских
по обработке древесины или комбинированных мастерских), должно
быть подано напряжение 220В и 42В переменного тока.
2.8.1.29. На рабочие места учащихся электроэнергия
должна подаваться с распределительного щита. Включение и выключение
всей электросети кабинета (мастерской) должно осуществляться
одним общим рубильником или с помощью устройства защитного
отключения.
2.8.1.30. Элементы отопительной системы должны
закрываться деревянными решетками.
2.8.1.31. Рабочие места учащихся в кабинете
художественного труда, предназначенные для работ по выжиганию,
должны быть оснащены вытяжным устройством.
2.8.1.32. Мастерские по обработке ткани, дерева,
металла и комбинированные, должны быть звукоизолированы путем
отделки стен и потолка звукопоглощающей плиткой.
2.8.1.33. В мастерских по обработке ткани должно
быть предусмотрено заземление швейных машин.
2.8.1.34. В мастерских по обработке пищевых
продуктов должна быть установлена вентиляция. Решетка вентиляции
должна находиться на расстоянии не менее 2,5 м от пола.
2.8.1.35. Организация безопасной эксплуатации
электроустановок должна проводиться в соответствии с ГОСТ
12.1.030-80 "Электробезопасность. Защитное заземление.
Зануление" и "Правила технической эксплуатации электроустановок"
(ПТЭ).
2.8.1.36. В мастерских по обработке пищевых
продуктов должно быть обеспечено защитное заземление электроплит.
Применение газовых плит не допускается.
2.8.1.37. Стены в мастерских для обработки пищевых
продуктов вблизи плит, моек и рабочих столов в кухне-лаборатории
должны быть покрыты облицовочной плиткой на высоту 1,5 м от
пола.
2.8.1.38. Пайка долина осуществляться с применением
бескислотных флюсов.
2. 8.2. Требования к помещениям кабинетов и
мастерских образовательной области "Технология"
2.8.2.1. Количество мастерских, их разновидность
и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества
и напол-няемое™ классов (классов-комплектов) с учетом "Номенклатуры
ти-пов зданий, состава и площадей помещений общеобразовательных
школ".
2.8.2.2. Площадь рабочих помещений должна соответствовать
соотношению - 4 кв. м на одного обучающегося в кабинете худо-жественного
труда, 4,5 кв.м на одного обучающегося в мастерских по обработке
металла и древесины, 5,4 кв.м - для комбинированной мастерской
и 4,5 кв.м для мастерских по обработке ткани и 4,5 кв.м для
кабинета кулинарии в соответствии с ведомственными строительными
нормами ВСН 50-86 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты.
Нормы проектирования". Площадь кабинетов и мас-терских образовательной
области "Технология" должна позволять расставить в нем мебель
и технологическое оборудование с соблю-дением санитарно-гигиенических
норм.
2.8.2.3. Объем рабочего помещения на каждого
работающего -не менее 15 куб.м. Высота помещений - не менее
3, 2 м. Если в ка-бинах занимается более 15 человек, ширина
двери должна быть 0,9 м.
2.8.2.4. Мастерские по обработке металла и древесины
должны быть расположены на первом этаже. Не допускается размещать
мас-терские в полуподвальном и подвальном помещениях.
2.8.2.5. Из мастерских по обработке металла,
древесины и конструкционных материалов должен быть предусмотрен
дополнитель-ный, утепленный выход.
2.8.2.6. Специальные помещения (инструментальная
комната, кладовая для хранения сырья и готовой продукции),
предусмотренные в составе мастерских, должны использоваться
для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов,
незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения
заготовительных работ. Эти помещения должны быть смежными
с помещениями мастерских. Инструментальная должна, иметь два
выхода' один -в коридоре, другой - в мастерскую.
2.8.2.7. Инструментальная комната должна занимать
от 16 до 32 кв.м, а кладовая для хранения сырья и готовой
продукции - от 12 до 16 кв.м в зависимости от вместимости
классов-комплектов.
2.8.2.8. В специально отведенных мастерских
по обработке металла и древесины должны размещаться емкости
для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов.
2.8.2.9. Расположение и геометрия помещения
кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном
станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.
2.8.2.10. Мастерские по технологии обработки
пищевых продуктов не допускается размещать под туалетом или
использовать подвальные помещения и проходные комнаты.
2.8.2.11. В мастерской по технологии обработки
пищевых продуктов должны быть выделены две зоны: "кухня-лаборатория"
и зона для теоретической подготовки.
2.8.2.12. В мастерской по технологии обработки
пищевых продуктов должны быть выделены места для первичной
обработки продуктов, места для тепловой обработки продуктов
и рабочие места бригады.
2.8.2.13. В мастерской по обработке ткани должна
быть зеркальная стена для проведения примерок.
2.8.2.14. Для хранения материалов и незаконченных
работ учащихся в мастерской по обработке ткани должно быть
лаборантское помещение площадью не менее 18 кв.м.
2.8.2.15. Для кабинета технической графики рекомендуется
отводить помещение второго этажа и выше.
2.8.2.16. Кабинет технической графики должен
быть расположен в светлом помещении размером от 60 до 81 кв.м
в зависимости от типа школы.
2.8.2.17. При площади кабинета технической графики
менее 60 кв.м должно быть и лаборантское помещение.
2.8.2.18. Столы ученические для черчения могут
располагаться в три или четыре ряда в зависимости от конфигурации
кабинета.
2.8.2.19. В кабинетах и мастерских расстояние
от классной доски до демонстрационного стола должно быть не
менее 1,00 м, а от демонстрационного стола до первого ряда
ученических столов -0,9 м.
2.8.2.20. Расстояние между столами в ряду -
0,6 м, между рядами столов и боковыми стенами помещения -
0,5-0, 7 м, от первых столов до передней стены - около 2,6-2,
7 м. Наибольшая удаленность последнего места обучающегося
от классной доски - 8,6 м.
2.8.2.21. На передней стене кабинета должна
быть размещена классная доска.
2.8.2.22. В кабинете технической графики на
передней стене разрешается демонстрационный чертежный прибор
типа "Кульман".
2.8.2.23. Вдоль задней стены должен быть установлен
комбинированный секционный шкаф для хранения учебного оборудования
от 8-ми до 18-ти секционный в зависимости от площади помещения.
2.8.2.24. Боковая стена (противоположная окнам)
используется для постоянной и временной экспозиции.
2. 8.3. Требования к комплекту
мебели в мастерских и кабинетах образовательной области "Технология"
2.8. 3.1. Кабинеты и мастерские образовательной
области "Технология" должны быть укомплектованы
мебелью и классными досками, соответствующими требованиям
стандартов ГОСТ 22046-89, ГОСТ 20064-86.
2.8.3.2. Кабинеты и мастерские образовательной
области "Технология" должны быть оснащены следующей
мебелью (в расчете на наполняемость класса 15 обучающихся
- для 5-9 классов и 25 обучающихся - для 1-4 классов):
- столы и стулья для учителя (ГОСТ 18313-93)
для кабинетов и мастерских образовательной области "Технология";
- столы ученические для кабинета художественного
труда (1-4 классы), кабинета по обработке пищевых продуктов;
- одноместные ученические столы для черчения
(ГОСТ 19549) разных ростовых групп в кабинете технической
графики;
- универсальные рабочие столы со встроенной
швейной машиной для кабинета по обработке ткани;
- стулья ученические и табуреты (ГОСТ 11016-93);
- верстаки слесарные, столярные, комбинированные
(ОСТ 79-1-02-84);
- подставки для технических средств обучения
(ГОСТ 22361-95); столы демонстрационные (ГОСТ 18607-86),
- шкафы для учебных пособий, хранения материалов
и изделий (ГОСТ 18666-95);
- доски классные (ГОСТ 20064-86);
- гладильные столы или доски.
2.8.3.3. Мебель должна иметь гигиенический сертификат
и сертификат соответствия.
2.8.3.4. Высота столов и стульев должна соответствовать
ростовым группам учащихся. В зависимости от роста обучающихся
столы и стулья должны маркироваться номером и цветом.
В однокомплектной и двухкомплектной школах,
когда в одном кабинете занимаются обучающиеся 5-11 классов,
должно быть преобладание средних групп мебели - NN 4,5.
2.8.3.5. В кабинете художественного труда высота
столов на рабочих местах коллективного пользования должна
соответствовать ростовым группам 4-6.
2.8.3.6. В кабинете должно быть не менее двух
специальных подставок для установки проекционной аппаратуры,
выполненных по ГОСТ 22361-95.
2.8.3.7. Классная доска должна быть оснащена
приспособлениями для крепления и демонстрации таблиц.
2.8.4. Требования к организации
рабочих мест учителя и обучающихся
2.8.4.1. В учебных мастерских оборудуются рабочие
места обучающихся индивидуального и коллективного пользования,
рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест
должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном
соответствии с учебными программами, а также учитывать различия
антропометрических данных обучающихся, требования эргономики,
научной организации труда и технической эстетики.
2.8.4.2. Количество рабочих мест в мастерских
определяется наполняемостью классов с учетом деления У-1Х
классов на подгруппы. Подгруппа должна быть не более 15 человек.
2.8.4.3. Рабочее место учителя в мастерской
должно быть оборудовано столом с емкостью для аппаратуры (ГОСТ
18313-93, тип П), верстаком с набором необходимых инструментов
и приспособлений по обработке металла и древесины для демонстрации
приемов выполнения работ, классной доской с комплектом классных
инструментов.
2.8.4.4. Для кабинета рекомендуется использовать
классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из
основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500
х 1000 мм, откидных щитов: 750 х 1000 мм. Эти доски должны
иметь магнитную поверхность.
2.8.4.5. Рабочее место обучающегося для индивидуального
пользования - верстак или специальный стол с откидным, приставным
или выдвижным сиденьем. Рабочее место укомплектовывается постоянно
применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются
в укладках различной конструкции.
2.8.4.6. Для обработки конструкционных материалов,
а также для различных занятий во внеурочное время в кабинете
должны быть оборудованы 4-6 рабочих мест коллективного пользования.
2.8.4.7. Рабочими местами коллективного пользования
в мастерских являются станки, муфельная печь, пресс для штамповки,
универсальные приспособления для прокатки и гибки листового
металла, проволоки и др. дополнительное оборудование для общественно
полезного труда обучающихся.
2.8.4.8. Станочные рабочие места оборудуются
тумбочками или укладками для размещения измерительных и режущих
инструментов, заготовок, готовой продукции и документации.
Токарные станки дополнительно комплектуются крючками для удаления
стружки.
2.8.4.9. Окраска изделий распылением в мастерских
должна производиться в специально оборудованном для этих целей
вытяжном шкафу.
2.8.4.10. При отсутствии в мастерских комплекта
электроснабжения комбинированного (КЭК) к рабочим местам может
подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения
электрорадиотехнических работ.
2.8.4.11. Для немедленного отключения электрических
агрегатов на столе учителя монтируют кнопочное устройство,
управляющее магнитным пускателем силовой линии, а также пульт
дистанционного управления проекционной аппаратурой и затемнением.
2.8.4.12. При пайке и выжигании в мастерских
используются комплекты специального оборудования с отсосом
воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются
специальные рабочие места с обязательной установкой местных
вентиляционных отсосов.
2.8.4.13. В мастерских по обработке ткани индивидуальные
рабочие места должны быть укомплектованы универсальными рабочими
столами со встроенной в них швейной машиной с ручным и электрическим
приводом.
2.8.4.14. В мастерских по обработке ткани должны
быть оборудованы рабочие места для влажно-тепловой обработки
швейных изделий, для примерки, для обработки срезов.
2.8.4.15. Рабочие места обучающихся должны быть
оборудованы емкостями для сбора обрезков ткани и других отходов.
2.8.4.16. Рабочее место учителя в кабинете по
обработке ткани представляет собой демонстрационный стол для
кабинета физики из 2-х секций (общая длина - 2400) и стол
учителя со стулом.
2.8.4.17. Рабочие места в кабинете необходимо
оснастить установками индивидуального и локального освещения.
2.8.4.18. Рабочее место обучающегося в кабинете
технической графики оборудуется специализированным одноместным
ученическим столом для черчения и стулом.
2.8.4.19. В кабинетах, рассчитанных на 24 обучающихся,
могут быть столы следующих ростовых групп: N 4 - 6 шт., N
5 - 18 шт., стулья ученические тех же ростовых групп.
2.8.4.20. Индивидуальное рабочее место учащегося
в кабинете художественного труда должно быть оснащено универсальным
рабочим столом, укомплектованным съемными укладками, в которых
находятся комплекты ручных инструментов, а также трафареты
разметочные и простые карандаши.
2.8.5. Требования к оснащению
кабинета и мастерских образовательной области "Технология"
проекционной аппаратурой и приспособлениями.
2.8.5.1. В кабинетах и мастерских должны быть
размещены следующая аппаратура:
- диапроектор;
- эпипроектор;
- графопроектор;
- цветной телевизор с размером экрана по диагонали
не менее 61 см;
- видеомагнитофон (видеоплейер);
- компьютер для работы учителя и обучающихся;
- копировальная техника.
2.8.5.2. Для получения оптимального размера
изображения проекционная аппаратура должна быть размещена
на передвижных тележках.
2.8.5.3. Для проекции транспарантов, опытов,
моделей должен быть экран с регулируемым углом наклона.
2.8.5.4. В кабинетах и мастерских должно быть
приспособление для зашторивания окон для работы с проекционной
аппаратурой (на одно окно и на все окна).
2.8.5.5. Для подключения проекционной аппаратуры
и других технических средств обучения в кабинете должны предусматриваться
не менее 3-х штепсельных розеток: одна - у классной доски,
другая - на противоположной от доски стене кабинета, третья
- на стене, противоположной окнам.
2.8.5.6.При демонстрации диафильмов и диапозитивов
(при ширине экрана 1,2 - 1,4 м) расстояние от экрана до первых
столов обучающихся должно быть не менее 2, 7 м, а высота нижнего
края экрана от подиума или пола не ниже 0,9 м.
2.8.5.7. Расположение телевизора должно быть
таким, чтобы обеспечивалась оптимальная зона просмотра телевизора
и видеофильмов на расстоянии не менее 2, 7 м от экрана телевизора.
Высота расположения телевизора от пола или подиума должна
быть в пределах 1,2 - 1,3 м.
2. 8. 6. Требования к оснащению
кабинетов и мастерских образовательной области "Технология"
учебным, оборудованием, и необходимой документацией
2.8.6.1. Состав учебного оборудования в кабинетах
и мастерских образовательной области "Технология"
рекомендуется определять по действующими "Перечням учебного
оборудования по образовательной области "Технология"
для общеобразовательных учреждений России", утвержденным
приказом Министерства образования Российской Федерации.
2.8.6.2. В комплект оборудования мастерских
входят носилки и универсальная аптечка первой помощи (ТУ 64-7-51-72)
(около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного
учреждения), а также противопожарные средства, включая углекислотный
огнетушитель.
2.8.6.3. Оборудование, не предусмотренное "Перечнями",
в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения
технической инспекции санэпидемстанции, что оформляется соответствующими
актами.
2.8.6.4. В кабинете и мастерских образовательной
области "Технология" должны быть инструменты и материалы,
предназначенные для ремонта учебно-наглядных пособий и изготовления
средств обучения силами обучающихся (ножницы, клей, бумага,
тушь, фломастеры, фолии и пр.).
2.8.6.5. В кабинете должны быть картотеки справочной
литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся,
картотека средств обучения, систематизированных по классам,
по темам, картотека подготовки учителя к уроку, тематическая
картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для
обучающихся.
2.8.6.6. В кабинете должна быть предусмотрена
инвентарная книга с перечислением в ней имеющегося оборудования,
мебели, приспособлений и указанием их инвентарного номера.
2.8.7. Требования к размещению
и хранению оборудования
2.8.7.1. Система размещения и хранения учебного
оборудования должна обеспечивать:
- сохранность средств обучения;
- постоянное место, удобное для извлечения и
возврата изделия; закрепление места за данным видом учебного
оборудования на основе частоты использования на уроках;
- быстрое проведение учета и контроля для замены
вышедших из строя изделий новыми.
Основной принцип размещения и хранения учебного
оборудования - по видам учебного оборудования, с учетом частоты
использования данного учебного оборудования и правил безопасности.
2872 Учебное оборудование и пособия должны храниться
в секционных шкафах, размещаемых вдоль задней стены и имеющих
переставные полки и полуполки.
2.8.7.3. Нижние секции шкафов должны быть с
глухими дверками, верхние - с остекленными, антресольные верхние
- с глухими дверками.
2.8.7.4. На книжных полках секционных шкафов
должны быть размещены диафильмы, диапозитивы, аудиокассеты,
подборки материалов текущей периодики. Нижние дверцы этих
шкафов должны быть глухими.
2.8.7.5. Диафильмы должны размещаться в специальных
укладках. Ячейки и коробки с диафильмами должны быть промаркированы,
и им должны быть присвоены те же номера, что и на коробочках
диафильмов.
2.8.7.6. Все экранные, звуковые и экранно-звуковые
пособия должны находиться вдали от отопительной системы.
2.8.7.7. Таблицы должны храниться в крупноформатных
папках или наклеиваться на картон и размещаться в ящиках-табличниках,
расположенных под классной доской или установленных отдельно.
2.8.7.8. Таблицы размещают в секциях и ящиках
по классам, темам с указанием списка и номера таблиц.
2.8.7.9. Инструменты и приспособления хранятся
в специальных укладках на рабочих местах обучающихся.
2.8.7.10. Хранить инструмент следует так, чтобы
исключить возможность получения травм при неосторожном касании:
долота, стамески, шилья, циркули хранят в вертикальном положении
в специальных гнездах режущими и колющими концами вниз; ножи
рубанков, шерхебелей, фуганков и других подобных инструментов
заклинивают вровень с подошвой; сверла вставляют в гнезда
деревянной подставки рабочими концами вниз; лучковые пилы
вешают за стойкой лучка, повернув зубья внутрь, а ножовки
вставляют в специальные гнезда таким образом, чтобы была закрыта
режущая часть, мелкий инструмент хранят в специальной укладке
с гнездами разного диаметра.
2. 8.8. Требования к оформлению
интерьера кабинетов и мастерских
2.8.8.1. Интерьер кабинетов и мастерских должен
соответствовать особенностям преподавания предмета.
2.8.8.2. В кабинетах следует экспонировать материалы,
которые используются повседневно или в течение ряда уроков.
Различают материалы постоянного и сменного экспонирования.
2.8.8.3. Материалы постоянной экспозиции составляют
стенды, таблицы и плакаты постоянного пользования, в том числе
по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению,
профессиональной ориентации.
2.8.8.4. К сменной экспозиции относятся инструктивные
материалы и таблицы, разъясняющие, как выполнять отдельные
операции.
2.8.8.5. Для размещения экспозиции используют
специальные экспозиционные щиты, которые закрепляют по боковой
стене, противоположной стене с оконными проемами.
2.8.8.6. В кабинетах и мастерских должны быть
постоянно действующие выставки изделий, изготовленных обучающимися,
с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты.
Педагогико-эргономические
требования к средствам обучения
|