Учебно-Материальная
База - Кабинет естествознания
Авторы
| Информатика | Истории
| Математика | Медиатека
| География | Химии
| Биология | Естествознания
| Физика |ИЗО
| Иностранный | Мастерские
| Русский | Начальные
2.3. Кабинет естествознания
(лаборатория, лаборантская комната)
2.3.1. Санитарно-гигиентеские требования к кабинету естествознания
2.3.1.1. Естественное и искусственное
освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со
СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение".
2.3.1.2. Ориентация окон учебных
помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную
стороны горизонта.
2.3.1.3. В помещении должно
быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении
при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство
правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее
2,2 м от пола
2.3.1.4. Запрещается загромождение
световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием
или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы
регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми
шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
2.3.1.5. Для искусственного
освещения следует использовать люминесцентные светильники
типов: ЛС002х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2Х40.
Светильники должны быть установлены рядами вдоль лаборатории
параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по
рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться
двумя зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125) ("кососвет").
Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на
0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
2.3.1.6. Уровень освещенности
рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном
освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске -
500 лк.
2.3.1.7. Окраска помещения в
зависимости от ориентации окон должна быть выполнена в теплых
или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные
на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого,
зеленого цвета), а на север - в теплые тона (гамма желтого,
розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный
и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный,
красный, малиновый).
2.3.1.8. Полы должны быть без
щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на
утепленной основе.
2.3.1.9. Стены кабинета должны
быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.
Оконные рамы и двери окрашивают
в белый цвет.
Коэффициент светового отражения
стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0,7-0,8, пола-0,3-0,5.
2.3.1.10. Лаборатория и лаборантская
комната должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной
вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях
поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность
должна быть в пределах 40-60 %.
2.3.1.11. Содержание вредных
паров и газов в воздухе указанных помещений не допускается.
2.3.1.12. Естественная вентиляция
должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих
площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный
обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными
для закрывания и открывания приспособлениями.
2.3.1.13. Электроснабжение кабинета
должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89
и ПУЭ.
2.3.1.14. Установка электрооборудования
в кабинетах должна производиться специалистами-электриками
с соблюдением следующих основных требований:
а) рабочие места учащихся должны
быть оснащены одной специализированной электророзеткой с напряжением
42 В переменного тока;
б)демонстрационный стол учителя
должен быть оснащен двумя розетками - на 42В и 220В переменного
тока;
в) в нерабочем состоянии столы
обучающихся должны быть обесточены, подача напряжения в розетки
должна осуществляться учителем;
г) подводка электрического тока
к рабочим столам должна быть стационарной и скрытой.
2.3.1.15. Электропитание рабочих
мест может быть обеспечено комплектом электроснабжения кабинета
химии КЭСФ1-2 или другими комплектами электроснабжения учебных
кабинетов, обеспечивающими скрытую стационарную подводку электрического
тока на рабочие места учителя и обучающихся требуемых номиналов
напряжения. Электророзетки с напряжением 220В переменного
тока должны быть установлены на задней стене класса для подключения
проекционной аппаратуры.
2.3.1.16. В кабинете должно
быть установлено не менее двух раковин с подводкой воды: одна
- в лаборатории, другая - в лаборантском помещении.
2.3.2. Требования к комплекту
мебели
2.3.2.1. В кабинете естествознания
должна использоваться специализированная мебель и приспособления:
- для организации рабочих мест
обучающихся и учителя;
- для правильного и рационального
хранения и размещения учебного оборудования;
- для размещения живых объектов
(растений и животных), используемых в демонстрационном эксперименте,
наблюдениях на уроках и во внеурочное время;
- для оформления интерьера кабинета.
2.3.2.2. Мебель для организации
рабочего места учителя:
- стол демонстрационный для
химии по ГОСТ 18607-93, состоящий из 2-х сблокированных секций:
демонстрационной и препараторской, стол для учителя (L=800
мм) со стулом.
2.3.2.3. Мебель для организации
рабочих мест обучающихся включает двухместные лабораторные
ученические столы разных ростовых групп (N4,5,6) (ГОСТ 18314-93)
с цветовой маркировкой в комплекте со стульями тех же ростовых
групп (ГОСТ 11016-93).
2.3.2.4. Для рационального размещения
и правильного хранения учебного оборудования необходимо установить
в лаборатории набор секций различного назначения, из которых
можно компановать варианты комбинированных лабораторных шкафов
(ГОСТ 18666-95). Количество секций
варьируется в зависимости от
площади помещения. Шкаф комбинированный размещается по боковой
или задней стене лаборатории и состоит из следующих секций:
Наименование секций
|
Назначение секций
|
Количество (рекомендуемое)
|
Примечания
|
Секция остекленная
|
Верхняя с полками
|
6
|
|
Секция с глухими дверками
|
С цоколем, занимает нижний
ряд
|
2
|
Дверки глухие
|
Секция с ящиками
|
С цоколем, занимает нижний
ряд
|
1
|
Дверки глухие
|
Секция с глухими дверками
|
Без цоколя, используют
в качестве верхней
|
6
|
Дверки глухие
|
Секция с лотками
|
С цоколем, занимает нижний
ряд
|
2
|
Дверки глухие
|
2.3.2.5. В лаборантской комнате
рекомендуется устанавливать шкаф, состоящий из следующих секций:
- нижняя (с цоколем) с глухими
дверками - 2 шт.;
- нижняя (с цоколем) с лотками
- 2 шт.;
- верхняя с глухими дверками
- 8 шт.
2. 3. 2.6. Мебель для размещения
живых объектов располагается в лаборантском помещении - препараторский
стол, стеллажи для размещения растений и животных.
2.3.3. Требования к оснащению
кабинета техническими устройствами, аппаратурой и приспособлениями
2.3.3.1. В кабинете должны быть
постоянно размещены диапроектор, графопроектор, эпипроектор,
телевизор (цветной, с размером экрана по диагонали не менее
61 см), видеомагнитофон, компьютер для работы учителя.
2.3.3.2. Для размещения аппаратуры
в кабинете должны быть две передвижные подставки. На одной,
расположенной у задней стены, размещают диапроектор и эпипроектор;
на другой, расположенной у передней стены - телевизор, видеомагнитофон.
Графопроектор размещается на специальной передвижной тележке,
установленной на расстоянии не менее 1,8 м от доски (экрана).
2.3.3.3. Для подключения проекционной
аппаратуры и других технических средств обучения в лаборатории
должны предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток:
одна - у классной доски, другая - на противоположной от доски
стене лаборатории, третья - на стене противоположной окнам.
2.3.3.4. Для рационального размещения
аппаратуры во время ее использования в учебном кабинете можно
выделить следующие зоны размещения проекционной аппаратуры:
а) в середине кабинета (диапроектор
для демонстрации диапозитивов, диапроектор с короткофокусным
объективом для демонстрации диафильмов*, зпипроектор);
б) в зоне рабочего места учителя
(графопроектор и телевизор, видеомагнитофон). Экран должен
быть подвешен наклонно. При работе с графопроектором на вертикальном
экране возникают искажения. Экран может быть укреплен на кронштейнах
над классной доской на расстоянии около 40 см от передней
стены (допустим также способ подвески экрана к потолку на
стержнях, тросиках или к панели над доской).
2.3.3.5. При демонстрации диафильмов,
если в школе они имеются, и диапозитивов-слайдов (при ширине
экранного изображения 1,2 - 1,4 м) расстояние от экрана до
обучающихся быть не менее 2.7 м, и не более - 8,6 м.
2.3.3.6. Высота подвески нижнего
края экрана над подиумом -не менее 0, 9 м.
2.3.3.7. Оптимальная зона просмотра
телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее
2, 7 м от экрана телевизора. Высота расположения телевизора
от подиума должна быть -1,2 - 1.3 м. Для уменьшения световых
бликов на экране телевизор должен быть устанавлен так, чтобы
верхний край был наклонен в сторону обучающихся на 10 - 15
градусов.
2. 3.4. Требования к помещениям
кабинета
2.3.4.1. Для кабинета естествознания
базового уровня обучения необходимы две смежные комнаты: лаборатория
площадью 66- 70 кв. м (при длине 10-11 м, ширине 6-7 м) и
лаборантская комната -15 -18 кв. м. Целесообразнее всего разместить
кабинет на первом этаже с ориентировкой окон на юг или восток.
2.3.4.2. Кабинет естествознания
может быть объединен с кабинетом для преподавания биологии,
физики или химии. В малочисленных образовательных учреждениях
организуют объединенные кабинеты: биолого-химический, биолого-географический
с преподаванием естествознания, кабинет естествознания с преподаванием
биологии, химии, физики. В объединенном кабинете необходимы:
одно помещение лаборатории и 1-2 лаборантских помещения.
2.3.4.3. Лаборантская комната
должна иметь два выхода - в коридор и в лабораторию.
2.3.4.4. Площадь кабинета должна
позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических
норм.
Лабораторные ученические столы
должны быть установлены как правило в три ряда. Допускается
двухрядная и однорядная расстановка столов.
Расстояние между столами в ряду
0,6 м, между рядами столов не менее 0,6 м, между рядами столов
и продольными стенами О,5-0,7 м, от первых столов до передней
стены 2,6-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места обучающихся
от классной доски -8,6м.
2.3.4.5. По задней стене лаборатории
устанавливают секционные шкафы для учебного оборудования и
аппаратуру (диапроектор, эпипроектор) на передвижной тележке.
2.3.4.6. На передней стене размещают
доску и часть постоянной экспозиций. На боковой стене, противоположной
окнам, устанавливают витрины или стенды.
2.3.4.7. В лаборантской комнате
размещают шкаф-стенку для хранения учебного оборудования,
препараторский стол для некоторых живых объектов и подготовки
простейших опытов. Кроме того, в лаборантской оборудуют рабочий
стол для учителя, устанавливают раковину-мойку с висящей над
ней доской для сушки химической посуды.
2.3.5. Требования к оснащению
кабинета учебным, оборудованием
2.3.5.1. Организация кабинета
естествознания предусматривает его оснащение полным комплектом
учебного оборудования (УО) в соответствии с действующими "Перечнями
учебного оборудования по
естествознанию для общеобразовательных
учреждений России", утвержденными приказом Министерства
образования Российской Федерации.
К ним относятся:
- натуральные объекты (живые
растения и животные, коллекции, влажные и остеологические
препараты, гербарии и пр.);
- приборы, посуда, принадлежности
для проведения демонстраций и лабораторных работ;
- муляжи, модели, рельефные
таблицы;
- пособия на печатной основе
(таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.);
- традиционные экранно-звуковые
средства обучения (ЭЗСО, кинофильмы, диафильмы, диапозитивы-слайды,
транспаранты);
- проекционная аппаратура для
предъявления информации, заложенной в ЭЗСО;
- средства новых информационных
технологий (СНИТ): персональные электронно-вычислительные
машины (ПЭВМ), пакеты прикладных программ; демонстрационное
оборудование - комплект датчиков и устройств, обеспечивающих
получение информации о регулируемом физическом параметре или
процессе;
- литература для учителя и обучающихся
(учебники, справочники, методическая литература и пр.).
2.3.6. Требования к организации
рабочих мест учителя и обучающихся.
2.3.6.1. В состав рабочего места
учителя входят: демонстрационный стол, классная доска, экран,
стол для учителя со стулом.
2.3.6.2. Для кабинета естествознания
должен быть установлен стол, состоящий из двух секций. Левая
секция - демонстрационная, за ней учитель работает стоя, демонстрируя
обучающимся подготовленные опыты, объекты. Правая секция (более
низкая), - препараторская, служит для подготовки демонстраций.
К демонстрационному столу должны быть сделаны подводки воды,
канализации, электрического тока напряжением 220В и 42В.
2.3.6.3. Для кабинета, как правило,
используют классную доску с пятью рабочими поверхностями,
состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного
щита 1500x1000 мм. Откидных щитов - 750x1000 мм. Эти доски
имеют магнитную поверхность для использования моделей-аппликаций.
На верхней кромке классной доски должны быть размещены 6-7
держателей для таблиц эпизодического использования.
2.3.6.4. Рациональная организация
рабочего места обучающегося требует соблюдения следующих условий:
- достаточная рабочая поверхность,
позволяющая проводить разнообразные работы (письмо, работа
с книгой, опыты и др.);
- приспособленность рабочего
места к антропометрическим возможностям обучающегося, т.е.
его росту и особенностям работы;
- рациональное размещение оборудования
на рабочем месте, обеспечивающее удобство и безопасность в
работе.
2.3.6.5. Для кабинета естествознания
необходимо использовать ученические лабораторные столы (размер
крышки стола 600x1200 мм) с пластиковым покрытием.
2.3.6.6. В кабинете естествознания
обучаются школьники 11-13 лет, поэтому используется мебель
ростовых групп И_4 и N 5. В кабинете устанавливают 50% мебели
группы 4 и 50% мебели группы N 5. В малокомплектных школах
обучаются дети всех возрастов с 5 по И класс, поэтому устанавливают
мебель ростовых групп N 4,5,6.
Группа мебели
|
Группа роста (в мм)
|
Высота заднего края крышки
стола (в мм)
|
Высота переднего края сиденья
стула (в мм)
|
Цвет маркировки
|
4
|
1450-1600
|
640
|
380
|
Красный
|
5
|
1600-1750
|
700
|
420
|
Зеленый
|
2.3.6.7. Ученическая мебель
должна быть промаркирована. Снизу на крышке стола следует
написать группу стола (в числителе) и рост обучающихся (в
знаменателе). Например, марка 4/140-160 означает, что мебель
группы 4 предназначается для учащихся ростом 140-160 см. С
внешней стороны, сбоку на стол наносят цветную маркировку
(круг диаметром 25 мм или горизонтальная полоса шириной 20
мм). Каждая группа мебели маркируется своим цветом. Аналогичная
маркировка наносится и на ученические стулья.
2. 3. 7. Требования к размещению
и хранению оборудования
2.3.7.1. Система размещения
и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:
- его сохранность;
- постоянное место, удобное
для извлечения и возврата изделия, закрепление места за данным
видом учебного оборудования на основе частоты использования
на уроках;
- быстрое проведение учета и
контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.
2.3.7.2. Основной принцип размещения
и хранения учебного оборудования - по предметам, видам учебного
оборудования, с учетом частоты использования данного учебного
оборудования. В лаборатории размещают оборудование для лабораторных
работ (оптические приборы, лотки для раздаточного материала,
препаровальные инструменты).
Учебное оборудование должно
быть размещено так, чтобы вместимость шкафов и других приспособлений
были максимально использованы при соблюдении перечисленных
выше требований.
2.3.7.3. Демонстрационные наборы,
имеющие комплект отдельных деталей, или приборы, которые легко
можно повредить, следует хранить в отдельных укладках.
2.3.7.4. Приборы должны храниться
в укладках по наименованиям отдельно: термометры, динамометры,
весы, наборы гирь и т.д.
2.3.7.5. Для организации лабораторных
и практических занятий должна использовать лоточная система
подачи раздаточного материала. Для этого должны быть лотки
в соответствующей секции шкафа.
2.3.7.6. Натуральные объекты
(гербарии, чучела, энтомологические коллекции) необходимо
хранить в шкафах с глухими дверками вдали от солнечных лучей.
Энтомологические и другие коллекции хранят в специальных коробках,
гербарии - в коробках или папках.
2.3.7.7. Скелеты позвоночных
животных хранят в закрытых шкафах.
2.3.7.8. Микропрепараты должны
храниться в фабричной упаковке так, чтобы микропрепарат располагался
горизонтально, что предохраняет его от оплывания. На столы
учащихся микропрепараты должны раздаваться в специальных укладках
с 4-5 гнездами.
2.3.7.9. Влажные препараты должны
храниться в шкафу с глухими дверками.
2.3.7.10. Реактивы, поступающие
в школу можно условно разделить на группы:
1) Реактивы, требующие соблюдения
особых правил при размещении и хранении:
- горючие вещества (бензин,
керосин, бензол, ацетон, спирты, эфиры и др.);
- самовозгорающиеся при контакте
с воздухом и водой (натрий, кальций, кальция карбид, а также
цинк, алюминий, сера, железо, железа сульфид в пылящих формах
);
- вещества, способные вызывать
воспламенение при смешивании с другими веществами (бром, концентрированные
азотная и серная кислоты, перманганат калия );
- ядовитые (натрия фторид, железа
гексацианиды, бром ).
2) Реактивы, не требующие особых
правил при размещении и хранении (большая часть неорганических
и органических реактивов).
3). Реактивы, составляющие особую
группу (нитраты).
2.3.7.11. Для хранения реактивов
предназначены секции с глухими дверками комбинированных шкафов,
которые устанавливают в лаборантском помещении. Запрещается
хранить в лаборатории реактивы в Формах, выпускаемых промышленностью!
2.3.7.12. Соли размещают согласно
принятой в данном кабинете схеме (по катионам или анионам).
2.3.7.13. Растворы кислот, оснований,
солей хранят в склянках с тубусом, объемом 1-2 л на полке
для реактивов препараторского стола.
2.3.7.14. Огнеопасные (горючие,
самовоспламеняющиеся, вызывающие воспламенение) и токсичные
вещества хранят в сейфе и секциях, обшитых металлическим листом
(жестью). Изготовить такие секции можно силами школьных мастерских.
Для хранения этой группы реактивов достаточно двух секций.
Одну из них разделяют вертикальной перегородкой на две части:
в правую часть помещают металлический сейф, а в левой делают
2-3 съемные полки.
2.3.7.15. Раздаточный материал
- склянки с растворами и банки с твердыми веществами - хранят
также хорошо закупоренными в маленьких лотках. Каждую банку
или склянку с реактивом снабжают этикеткой и номером, одинаковым
с номером лотка в шкафу. После работы банки и склянки тщательно
протирают или моют и в сухом виде возвращают в лоток.
2.3.7.16. Для борьбы с вредителями
на пришкольном участке, в уголке живой природы, для борьбы
с музейными вредителями в кабинет естествознания приобретают
ядовитые вещества. На этикетке сосудов, где хранятся эти вещества,
необходимо указать "яд". Ядовитые вещества необходимо
хранить в запирающемся шкафу или сейфе.
2.3.7.17. Муляжи, модели хранят
в шкафах вдали от прямых солнечных лучей и отопительных приборов.
Муляжи хранят в коробках, в специальных углублениях из мягкой
бумаги. Крупные анатомические модели - под чехлами из плотной
материи или синтетической пленки. Объемные модели по курсу
естествознания должны храниться в собранном виде, модели-аппликации
и модели шаростержневые - в коробках.
2.3.7.18. Таблицы хранят в рулонах
или наклеивают на картон или ткань. Их расставляют по предметам
в шкафах-табличниках по порядку нумерации каждой серии.
2.3.7.19. Диафильмы, диапозитивы-слайды,
видеофильмы должны храниться в фабричной упаковке (коробках,
альбомах). Их следует разложить по разделам курса в укладках.
2.3.7.20. Для оптических приборов
должен быть специальный шкаф. Микроскопы должны храниться
под чехлом из синтетической пленки в закрывающихся секциях
шкафа, ручные лупы - в специальных укладках.
2.3.7.21. Препаровальные инструменты
(препаровальные ножи, иглы, ножницы, пинцеты) должны быть
размещены в укладках.
2.3.7.22. Размещение посуды
в кабинете естествознания зависит от частоты ее использования.
Наиболее часто применяют посуду небольшой емкости, предметные
и покровные стекла, поэтому их рас полагают в средней части
шкафа в лотках. В этом же шкафу на верхней полке хранят приборы,
используемые при изучении естествознания. В нижнем отделении
помещают мелкие лабораторные принадлежности: штативы, стеклянные
и резиновые трубки, корковые и резиновые пробки. На торцовой
части укладок наклеивают этикетки с названием имеющегося оборудования.
2.3.7.23. Для хранения химической
посуды и принадлежностей из стекла предназначены лоточные
секции комбинированных шкафов.
В больших (средних) лотках хранят
демонстрационную посуду в положении "лежа", желательно
в специальных укладках из поролона или пенопласта, которые
можно изготовить силами учащихся. При отсутствии укладок необходимо
сделать в лотках продольные и поперечные перегородки, образующие
гнезда.
Демонстрационные принадлежности
- трубки газоотводные, хлоркальциевые с шаром и дугообразные,
готовые узлы, краны одноходовые и т.п. - также хранят в больших
лотках-укладках.
Химическую посуду малого объема
(не более 100 мл), лабораторные принадлежности небольших размеров
(воронки, трубки, пробирки, зажимы, тройники и т.д.) хранят
в малых лотках лоточных секций, которые располагаются в секции
в два ряда.
Посуду малого объема удобнее
размещать в малых лотках в положении "стоя".
2.3.7.24.- Приборы и установки
различной сложности монтируются из готовых узлов и деталей,
входящих в состав наборов промышленного изготовления (наборы
посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по химии
- НПХ, НПХ-10, набор деталей для установок, иллюстрирующих
химические производства - НДХП).
В состав этих наборов должны
входить различные виды химико-лабораторной посуды, принадлежностей
(трубки газообразные, хлоркальциевые, краны, зажимы, ложки
для сжигания веществ), а также резиновые трубки и готовые
узлы и детали. Хранят их так же, как и посуду, в лоточных
секциях комбинированных шкафов.
2.3.7.25. Экскурсионное оборудование:
самодельные папки для сбора растений, прессы для сушки, расправилки,
совки, банки для сбора живого материала складывают в особом
отделении шкафа или препараторского стола в лаборантской.
2.3.8. Требования к оформлению
интерьера кабинета
2.3.8.1. Интерьер кабинета должен
оказывать положительное эмоциональное воздействие на учителя
и обучающихся. Интерьер кабинета должен быть функционально
значимым: для его оформления используют те материалы, которые
постоянно или наиболее часто применяют на уроках естествознания.
Предметы постоянной экспозиции кабинета должны способствовать
развитию основных естественнонаучных понятий.
2.3.8.2. При размещении предметов
постоянной и временной экспозиции следует учитывать, что материал
предназначен для использования на уроках, поэтому текст, рисунки
должны быть видны обучающимися с любого рабочего места.
2.3.8.3. Предметами постоянной
экспозиции являются:
- серия инструктивных таблиц
по приемам выполнения химических операций;
- стенд "Правила поведения
в кабинете";
- стенд "Фенологические
наблюдения";
- стенд "Строение Солнечной
системы";
- пособие "Уровни организации
живой природы" (размещается на передней стене класса).
Постоянно экспонируют в кабинете
также портреты М.В.Ломоносова, И.Ньютона, В.И.Вернадского,
Ю.А.Гагарина, К.А.Тимирязева.
2.3.8.4. Инструктивные таблицы
по приемам выполнения химических операций делаются с помощью
таблиц по химии "Лабораторное оборудование и обращение
с ним".
2.3.8.5. На боковой стене лаборатории
размещают экологические материалы.
2.3.8.6. Вдоль задней стены
должны быть размещены шкафы (двухсекционные, верхняя секция
остекленная), или витрины, в которых располагают представителей
(в виде гербарного материала, чучел и т.п.) основных систематических
групп растительного и животного мира, а также экспозиции "Типичные
биоценозы".
2.3.8.7. Содержание временной
экспозиции определяется изучаемым материалом. В лаборатории
экспонируются те материалы, которые необходимы для изучения
темы на протяжении времени ее изучения.
2.3.8.8. Материалы краеведческого
характера в кабинете должны размещаться в специально оформленных
витринах. Допускается их размещение в коридорах и рекреациях.
2.3.8.9. В оформлении интерьера
должна быть отражена главная идея курса естествознания: взаимосвязь
физических, химических, биологических явлений, т.е. целостность
живой и неживой природы, необходимость бережного к ней отношения
и ее охраны.
2.3.8.10. Комплект учебного
оборудования для курса естествознания может быть значительно
пополнен пособиями, изготавливаемыми обучающимися, объектами,
собранными в природе во время внеурочных занятий в школе и
на экскурсии.
2.3.8.11. Особое внимание в
кабинете естествознания следует уделять накоплению фонда краеведческих
материалов, отражающих специфику и особенности развития местного
края.
2.3.8.12. При подборе растений
в кабинете естествознания прежде всего следует исходить из
того, насколько эти объекты могут быть использованы на уроках
и во внеклассной работе. Кроме того, необходимо учитывать
роль растений в оформлении интерьера кабинета и их неприхотливость
к условиям содержания. Растения целесообразно размещать на
стойках, которые крепятся в простенках у края окон или на
подставках. Все растения снабжают этикетками, где пишут видовое
название, семейство, происхождение растения. Этикетки крепят
к цветочному вазону.
Педагогико-эргономические
требования к средствам обучения
|