Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения
Авторы
| Информатика | История
| Математика | Медиатека
| География | Химия
| Биология | Естествознание
| Физика |ИЗО
| Иностранный | Мастерские
| Русский | Начальные
4. Специализированные педагогико-эргономические
требования к моделям
4.1. Состав и сфера применения
4.1.1. К моделям относят СО,
искусственно воспроизводящие изучаемые объекты и передающие
их структуру, форму, пропорции, связи и отношения. Модели
подразделяют на муляжи, собственно модели, макеты, рельефные
модели, модели-аппликации.
4.1.2. В моделях допускается
условность в передаче свойств оригинала (объектов макро- и
микромира): уменьшение или увеличение размера.
4.1.3. По способу предъявления
обучающимся модели делят на демонстрационные и раздаточные.
4.1.4. Модели должны быть удобными
и простыми в работе (использование, крепление, сборка и разборка),
в упаковке и в хранении.
4.1.5. Модель должна иметь размеры,
удобные для размещения на ученическом столе (раздаточная)
и обеспечивающие видимость всех деталей строения со всех мест
классной комнаты (демонстрационная) .
4.1.6. В целях лучшей наглядности
в моделях должны быть применены различные способы кодирования
информации: формой, цветом, числами, буквами, надписями.
4.1.7. Цветовое решение должно
соответствовать педагогическому назначению модели. Рекомендуется
использовать естественный цвет оригинала или общепринятые
в науке цветовые коды.
4.1.8. Окраска должна способствовать
выделению информативных элементов.
4.1.9. К моделям следует прикладывать
методическое руководство, которое должно содержать объяснительный
текст с описанием строения, инструкцией по сборке и хранению,
схемами монтажа и методические рекомендации по использованию
на уроке с заданиями для учащихся.
4.2. Требования к муляжам
4.2.1. К муляжам относят СО,
которые воспроизводят натуральные предметы с высокой степенью
сходства и служат для изучения внешних свойств и признаков
предмета.
4.2.2. При изготовлении муляжа
размер, форма, соотношение частей, цвет, структура поверхности
оригинала должны передаваться с максимальной точностью. Условность
изображения не допускается.
4.2.3. В целях сохранности при
хранении муляжи должны быть завернуты в папиросную бумагу
и уложены на мягкий упаковочный материал в коробки из плотного
картона с ложементами.
4.2.4. Ценные муляжи должны
иметь прозрачные колпаки для защиты от повреждений при использовании.
4.3. Требования к собственно
моделям
4.3.1. Собственно модели должны
объемно изображать предмет или его части в натуральную или
измененную величину с сохранением основных особенностей изучаемого
предмета. Допускается условность в передаче оригинала: уменьшение
или увеличение размера, схематизация в передаче строения объекта,
условность окраски. При этом рекомендуется использовать общепринятые
в науке или специальные цветовые коды.
4.3.2. В зависимости от функционального
назначения собственно модели могут быть динамичными (движущимися)
и статичными, разборными и неразборными.
4.3.3. Форма собственно моделей
должна быть приближена к оригиналу.
4.3.4. Форма и размеры элементов
разборной модели должны соответствовать размеру и хватке руки
человека.
4.3.5. Составные части и элементы
одной собственно модели должны быть выполнены в едином стиле.
Разнообразие форм, деталей, использование множества разных
фактур и материалов не допускается, т.к. нарушает стилевое
единство.
4.3.6. Динамическая собственно
модель должна иметь простую, надежную и долговечную конструкцию
узлов, обеспечивающих их перемещение и крепление.
4.3.7. Цветовое решение собственно
модели должно соответствовать цветовому решению аналогичных
объектов и деталей в других средствах обучения, используемых
при изучении одного и того же материала.
4.4. Требования к макетам
4.4.1. Макеты являются объемными
упрощенными изображениями сложных промышленных или природных
комплексов.
4.4.2. Объекты комплекса на
макете должны быть приведены в принятом масштабе и соответствовать
оригиналу.
4.4.3. Окраска объектов макета
должна быть приближена к оригиналу.
4.4.4. Формы деталей и объектов
макета должны быть функционально выразительными, пропорциональными,
обладать целостностью композиции, т.е. подчиненностью второстепенного
главному и частей целому.
4.5. Требования к рельефным
моделям
4.5.1. Рельефные модели представляют
собой скульптурные изображения на плоскости, служащей для
них основой и фоном, и должны воспроизводить существенные
признаки моделируемого предмета, выделяемые выпуклым или углубленным
рельефом и окраской.
4.5.2. Фон должен быть светло-серым
или светло-бежевым с коэффициентом отражения 60%.
4.5.3. Окраска фона и информативных
элементов должна быть контрастной. Необходимо соблюдать общепринятые
в изучаемой науке цветовые коды.
4.5.4. Для выделения информативных
элементов следует использовать явление обратного контраста,
т.е. фон, ограниченный контуром изучаемого объекта, следует
выполнять темным, например, коричневым цветом (коэффициент
отражения 20%), а информативные элементы - светлыми: белыми
или цветными с коэффициентом отражения 30-80%.
4.5.5. Для выделения наиболее
информативных элементов их рекомендуется окрашивать в яркие
цвета.
4.5.6. Рельефная модель должна
нести основную информацию, для изучения которой она предназначена.
В качестве ориентиров допускается размещение дополнительной
информации.
4.5.7. Элементы, несущие главную
информацию, должны быть выделены более глубоким рельефом,
а несущие вспомогательную информацию - менее глубоким рельефом.
Рекомендуемая глубина рельефа от 10 до 70 мм.
4.5.8. На одной модели рекомендуется
использовать не более 3-х градаций глубины рельефа.
4.5.9. Рельефные модели должны
изготавливаться из каландрированной винипластовой пленки с
нанесением на нее полиграфическим способом рисунка и последующим
вакуумформованием рельефа.
4.5.10. Рекомендуемые размеры
рельефных моделей: демонстрационных - 630 х 430 мм; раздаточных
- 315 х 430 мм; - 315 х 215 мм.
4.6. Требования к моделям-аппликациям
4.6.1. Модели-аппликации представляют
собой набор планшеток с изображениями или словами, который
предназначен для изучения явления или процесса.
4.6.2. Модели-аппликации могут
быть раздаточными или демонстрационными. Раздаточные предназначены
для расположения на ученическом столе, демонстрационные -
для расположения на специальной магнитной доске и должны иметь
на обратной стороне магниты для крепления к доске.
4.6.3. Информация на планшетах
должна быть представлена в виде изображений, выполненных с
различной по сложности степенью схематизации и абстрагирования,
знаков и надписей, необходимых для объединения ее в целостный
набор.
4.6.4. В модели-аппликации (в
наборе) должно быть не более пяти типоразмеров планшеток.
Педагогико-эргономические
требования к средствам обучения
|