Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Оглавление сборника > Аннотация

Рейтинговая система оценки знаний при изучении органической химии (10 класс)

Зяблова Елена Викторовна
школа № 1930 г.Москвы

В образовательной школе рейтинговая шкала строится на основе учёта всех действий и достижений ученика в нужном направлении. Ответил ученик правильно на уроке – получил определенное число баллов, написал реферат, сдал зачет – ещё баллы и т.д.

С целью стимулирования в учебе рейтинг должен быть активным показателем, заставляющим его обладателя стремиться к увеличению рейтинга. Для этого учащиеся должны постоянно знать об изменении своего рейтинга не после, а в процессе обучения.

Необходимость дать школьнику четкий ориентир на протяжении всего полугодия, побудила меня к разработке методики количественной оценки знаний учащихся. Эта система позволяет более эффективно и объективно, чем традиционная система, оценивать знания и умения учащихся. При этом разработанная рейтинговая система привязана к традиционной балльной системе.

Я работаю по этой системе уже четвертый год. Система применяется в только в старших классах. При этом учащиеся 8-9 классов всегда тоже интересуются результатами этой системы, приходя на занятия в мой кабинет. Поэтому к 10-му классу они морально уже подготовлены к другой форме учебной деятельности, и работают по ней с удовольствием, особенно им нравится, что здесь они не получают неудовлетворительных отметок.

За каждое правильно выполненное задание им ставится 1 балл. Если ответ неполный, или с недочетами, то балл не начисляется. Поэтому, на мой взгляд, отметка в итоге получается более объективной, чем при обычном опросе. А также это заставляет учащихся более внимательно и полноценно относится к выполнению каждого задания.

При составлении шкалы оценок стремлюсь к тому, чтобы учитывалась любая форма учебной или внеклассной деятельности. Важность той или иной работы определяется весом её оценки . Например, при выполнении домашнего задания ставится по 1 баллу за каждое упражнение, за самостоятельную и практическую работы можно получить от 2 до 5 баллов, за контрольную работу – 5-10 баллов, за ведение и оформление рабочей тетради – 3 балла и т.д.

На первом занятии знакомлю школьников с особенностями рейтинговой системы учета и контроля знаний, объясняю, что и как учитывается при составлении суммарного рейтинга. Вывешивается рейтинг-лист, на котором регулярно отмечаются оценки за выполненные задания.

Оценка за полугодие выставляется в зависимости от числа набранных баллов. Если учащийся набрал больше максимального балла, то лишние баллы переходят на следующее полугодие. Максимальный балл и границы баллов могут уточняться в конце полугодия, если реальное количество уроков, самостоятельных и контрольных работ не соответствует планированию. Пересчет баллов в оценку производится по следующей схеме: если число баллов равно 0-50% то ставится оценка «2», если 51-69% - оценка «3», если 70-89% - оценка «4», 90-100% - оценка «5».

Если учащийся пропустил работу, или хочет исправить баллы за самостоятельные или контрольные работы, он может переписать её после уроков в договоренное с учителем время до определенного срока, (контрольный срок устанавливается учителем и может уточняться). После прохождения контрольного срока все работы, стоящие в плане до этой даты, считаются сданными, и переписывать или писать эти работы запрещается. Исключение допускается для учащихся, пропустивших занятия по болезни. Можно получить дополнительные баллы за рассказ темы во внеурочное время. Как правило это те темы, на которые не остается времени для отработки на уроке. Например в 11 классе на периодический закон отведен 1 час, но понятно что уложится в него невозможно в связи с объемностью материала.

Рабочая тетрадь проверяется по требованию учителя. Здесь оценивается качество ведения: аккуратность, запись определений, диктуемых на уроке, формулы, рисунки и таблицы. Если требования не выполняются, то баллы не выставляются. Желательно проверять тетрадь 2-3 раза за полугодие.

Домашние работы лучше выполнять на отдельном листе или в отдельной тетради, чтобы у учителя была возможность ежеурочной её проверки. Баллы начисляются только за вовремя сданные задания. За списанные задания баллы не начисляются.

К необязательным заданиям относятся рефераты, заметки, химические олимпиады и ответы учащихся.

Реферат – это краткое изложение изученной темы на одном листе формата А 4 , которое можно выполнить как в машинописном стиле, так и от руки. Реферат выполняется по строго определенному плану:

    • 1. Название изучаемого класса веществ
    • 2. Строение молекулы
    • 3. Номенклатура и изомерия
    • 4. Физические свойства
    • 5. Химические свойства
    • 6. Получение
    • 7. Применен

Реферат сдается в течение недели после окончания изучаемой темы.

Заметки для стенда «Новости химии» должны быть содержательны, интересны и хорошо оформлены. За полугодие можно сдать не более четырех заметок.

Хорошо подготовленные учащиеся могут принимать участие в школьной, муниципальной и окружной олимпиаде по химии. В зависимости от результатов олимпиады ученик получает от 3 до 10 баллов.

Ответы учащихся по теме урока заслушиваются по желанию, чтобы не тратить время на неподготовленные ответы. Уделяю больше времени самостоятельной работе с учебником, т.к. считаю что необходимо учить ребят работе научной литературой. Как бы ни был хорош учитель, если ученик не захочет сам, его никто не научит.

С целью более полной информативности учащихся, приблизительно через 1,5-2 месяца с начала полугодия вывешивается лист-диаграмма. На ней чётко видно, на каком этапе в данный момент времени находится каждый учащийся. Диаграмма заполняется учащимися самостоятельно после каждого урока.

На информационном стенде постоянно вывешено планирование по проведению различных видов работ, так что ребята всегда знают что и когда они будут делать.

В начале года каждый учащийся получает методику по описанию бальной системы, которую вклеивает в тетрадь . ( п риложение 1)

Приложение 1. Методика бальной системы для 10 класса
  • Каждая работа учащегося оценивается баллами от 0 до максимального балла за эту работу.
  • Оценки за полугодие выставляются по сумме баллов, набранных за этот период. Максимальный балл за полугодие равен примерно 100 баллов.
  • Максимальный балл рассчитывается по следующим видам обязательных работ:
    • а) оформление рабочей тетради (3балла)
    • б) работа на уроке (1 балл за каждое задание)
    • в) домашние задания (1 балл за каждое задание)
    • г) самостоятельные работы (2-5 баллов)
    • д ) контрольные работы (5-10 баллов)
  • Если учащийся в полугодии набрал больше максимального балла, то лишние баллы переходят в следующее полугодие.
  • Кроме того, учащиеся могут получать баллы за необязательные работы, не учитываемые при расчете максимального балла:
    • а) рефераты ( до 5 баллов)
    • б) участие в олимпиадах ( до 10 баллов)
    • в) заметки для химического стенда (до 5 баллов)
    • г) ответы и работа на уроках (1-5 баллов)
  • Учащийся может потерять баллы за опоздания. За каждое опоздание учащийся теряет 1 балл.
  • Если учащийся пропустил работу или хочет исправить баллы за самостоятельную ли контрольную работы, он может переписать её после уроков в договоренное с учителем время до контрольного срока.
  • •  После прохождения контрольного срока все работы, стоящие в плане до этой даты, считаются сданными, и переписывать или писать эти работы запрещается. Исключение допускается для учащихся, пропустивших занятия по болезни. В этом случае контрольный срок продлевается по договоренности с учителем (на 1-2 недели).

Для более четкой работы с учащимися, привожу требования к выполнению домашней работы и ведению рабочих тетрадей . ( п риложение 2,3)

Приложение 2. Правила оформления рабочих тетрадей

  • Учащиеся работают в «Рабочих тетрадях по химии» - это тетрадь в клеточку, толщиной не менее 48 листов.
  • В конспект урока заносятся все определения, диктуемые на уроке, формулы, рисунки, таблицы, которые делает учитель на доске или просит записать.
  • Все записи в тетрадях должны быть аккуратными.
  • Качество ведения тетрадей проверяется по требованию учителя. За ведение тетрадей выставляются 3 балла за каждую проверку. В случае невыполнения п.п. 1-3 -баллы за тетрадь не выставляются.

Приложение 3 Оформление домашних работ и работ на самостоятельных уроках

  • Работы выполняются в тонких тетрадях в клеточку, толщиной 18 листов.
  • Качественные ответы должны быть аргументированы; ответы типа «да» или «нет» не принимаются.
  • Домашние задания проверяются на уроке по первому требованию учителя. Баллы за домашние задания выставляются сразу же, и исправляться позже не могут.
  • Списанные и одинаковые домашние задания не оцениваются.

Основные ожидания рейтинговой системы оправдались. Благодаря информационному контролю, рейтинговая система заставляет школьника систематически заниматься в течение всего полугодия, что позволяет улучшить качество обучения. У ребят заметно возросла учебная активность, значительно улучшилась организованность и своевременность при выполнении учебных заданий, возросло неформальное отношение к консультациям, беседам с учителем по вопросам и задачам органической химии, увеличилось стремление к самостоятельной работе с дополнительной литературой, нет страха за случайно полученную неудовлетворительную отметку. И когда я в начале 11 класса всегда интересуюсь у ребят, по какой системе нам работать в этом учебном году – по старой, с поурочными отметками, или по новой – рейтинговой, то получаю всегда один ответ – по новой. Это лишнее доказательство преимущества данной системы оценки знаний.

К недостаткам этой системы я могу отнести проблемы, связанные с ведением классного журнала, т.к. баллы, получаемые ребятами, не соответствуют ежеурочным оценкам. Но и здесь можно найти выход из положения. Например, рассчитывать процентное соотношение полученных баллов к заданному количеству примеров на уроках. И выставлять отметки в соответствии со шкалой пересчета, которая приводилась выше.

Также необходимо отметить, что эта система требует от учителя очень четкой, спланированной работы. Нагрузка заметно увеличивается, т .к приходится ежедневно проверять большое количество заданий. Ведь одно из главных – быстрота проверки заданий, чтобы учащийся смог оценить свои пробелы и отработать их, пока не забыл. Поэтому, проведя урок сегодня, назавтра, а то и к концу учебного дня у меня уже вывешены результаты. Ребята, увидев их, сразу же начинают обсуждать свои ошибки, так как они еще хорошо помнят задание.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение