Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Оглавление сборника > Полный текст

Вода – основной химический и биологический компонент живого. Методическая разработка обобщающего урока (10 класс)

Сорокиной Ольги Николаевны,
школа №386, г.Санкт-Петербург

 

Тема урока : «Вода – основной химический и биологический компонент живого».

Цель урока: обобщение знаний по теме «Вода» на основе интеграции наук химии и биологии.

Задачи:

  • - конкретизировать знания учащихся о химическом строении и биологическом значении воды;
  • - сформировать потребность у учащихся бережного отношения к водным ресурсам;
  • - выявить особенности и взаимосвязи химического и биологического при изучении темы «Вода».

Ход урока: 

Учитель: 2003 год – это международный год воды. Воду образно называют кровью Земли. Фалес Милетский ( конец 7 – начало 6 века до н.э.) считал воду началом всех начал, тем, из чего возникают вещи и во что они в конце концов превращаются, сущностью всех вещей, которые являются не чем иным, как изменяющимися составляющими воды. Вода, по Фалесу, не только праматерь мира, но и его субстанция.

Капелька воды (ученик):

А ну, скорей снимите шляпу!

Я дочь космического папы.

Я вездесуща и легка,-

Я лед, я пот, я – облака.

Я иней, чай, бульон, туман,

Река, ручей и океан.

Когда я злюсь, то закипаю;

Когда мороз – Я застываю.

Я одно из самых распространенных веществ на Земле. (Слайд №2) Я обладаю уникальными свойствами. Свойства эти настолько важны для живых организмов, что нельзя представить жизнь без этого соединения водорода и кислорода. Вода стоит на первом месте среди веществ клетки. Вода важнейший компонент клетки не только по количеству. Ей принадлежит многообразная роль и в жизни клетки. Но сначала я приглашаю своих составляющих кислород и водород. (выходят 2 ученика играющие роль химических элементов).

Водород: Я – водород – на Земле я нахожусь в основном в связанном состоянии и вхожу в состав воды, самого распространенного на планете сложного вещества. Русское название водорода указывает, что он «рождает воду»; латинское «гидрогениум» означает то же самое.

Кислород: Кислород на Земле – самый распространённый элемент. В морях и океанах, в земных минералах, в живых организмах кислорода хоть отбавляй.

В молекуле воды атом кислорода присоединяет два атома водорода. Все мы лежим в одной плоскости. (Слайд №3) Угол между связями О-Н составляет 104, 5°. Это определяет многое. Прежде всего приводит к тому, что отрицательный заряд кислорода и положительный заряд водорода расположены как бы на разных концах молекулы, т.е. в целом электроотрицательная молекула воды имеет положительный и отрицательный полюса. (Слайд №4). Такие молекулы называются диполями.

Капелька воды: Нас капелек очень много, а вот как мы связываемся.

Помощник: (Слайд №5) Отрицательно заряженный атом кислорода одной молекулы воды притягивается к положительно заряженному атому водорода молекулы с образованием водородной связи . По прочности водородные связи, а 15-20 раз слабее ковалентной связи. Легко разрывается при испарении воды. Вследствие теплового движения молекул в воде одни водородные связи разрываются, другие образуются. Подвижность молекулы воды немаловажно для процесса обмена веществ.

Свойства воды (четыре ученика) Слайд №6)

1. Я уникальный растворитель для полярных веществ. К ним относятся ионные соединения, такие, как соли, у которых заряженные частицы (ионы) диссоциируют (отделяются друг от друга) В воде, когда вещество растворяется, а также некоторые неионные соединения, например сахара и простые спирты, в молекуле которых присутствуют заряженные группы.

Когда вещество переходит в раствор, его молекулы или ионы получают возможность двигаться более свободно и соответственно его реакционная способность возрастает. По этой причине в клетке большая часть химических реакций протекает в водных растворах.

2. Я обладаю большой теплоёмкостью, благодаря этому предохраняю клетку от резких изменений температуры. Такое свойство создает возможность разнополярного распределения теплот между тканями тела.

3. Я обеспечиваю перенос и выделение определенных веществ из клетки в клетку.

4. Я необходимый метаболит, т.е. участвую во многих обменных процессах. Вода используется, например, в качестве источника водорода в процессе фотосинтеза, а также участвует в реакциях гидролиза.

Царица Гидросфера: В связи с развитием промышленности, усиливается загрязнение моих владений. Это приводит к нарушению естественных процессов самоочищения водоемов, наносится ущерб моим обитателям. (Слайд №7) Основные источники загрязнения:

  • Продукты гниения древесины при сплаве леса.
  • Горюче-смазочные вещества морского и речного флота.
  • Нефть, покрывающая одну четвертую поверхности Мирового океана, вследствие потери её при подводной добыче, перевозках, авариях.
  • Отходы сельского хозяйства.

Царица Гидросфера - «Что за шум, что за спор?»

Выходят два ученика играющие роль гидрофобной и гидрофильной частиц(С табличками на груди «Соль», «Сахар», «Жир».

(все вместе). Гидросфера, мы все твои друзья, мы тебя все любим.

Царица Гидросфера: Нет, давайте вас всех расставим по своим местам! (Слайд №8)

Проведение опытов на растворимость соли, сахара, жира в воде.

Учитель: Сегодня на уроке прошла своеобразная презентация воды. Вы увидели её значимость, состав, свойства. В начале урока каждый из учеников получил презентационные листы (карточки-задания). Сейчас перед вами стоит задача заполнить эти листы, после заполнения которых каждый из вас получит соответствующую оценку.

Литература:

  • Беляев «Общая биология» 10-11 класс Москва «Просвещение» 2002г.
  • Красновидова С.С. Дидактические материалы по биологии 10-11 класс
  • Богданова Т.Л. Общая биология
  • Блохина О.Л. «Я иду на урок химии»
  • Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор Биология Москва «Мир» 1996г.

 

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЛИСТ «ВОДА, ЕЁ СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ». 

•  Завершите предложения, вписав вместо точек необходимые термины и понятия:

  • А) – одно из самых распространённых веществ на земле, являющаяся основным компонентом общей массы живых организмов.
  • Б) Молекула воды, несущая на одном конце положительный заряд, а на другом – отрицательный, называется…
  • В) Связь между атомом кислорода одной молекулы воды и атомами водорода другой молекулы, называется …

2. Перечислите основные свойства воды:

    • 1.)
    • 2.)
    • 3.)
    • 4.)
    • 5.)

3. Напишите определения следующих терминов:

  • Гидрофильная частица – это
  • Гидрофобная частица – это

•  Заполните таблицу:

Гидрофобные частицы

Гидрофильные частицы

 

 

 

 

 

 

•  Пользуясь таблицей растворимости, определите в виде каких нерастворимых солей можно удалить из сточных вод ионы:

А) Со 2+ ; Б) Рв 2+ ; В) Zn 2+

Напишите формулы соответствующих веществ.

Выберите правильный ответ:

  • Вода обладает способностью растворять вещества, поскольку её молекулы:
      • а) полярны;
      • б) имеют малые размеры;
      • в) содержат атомы, соединенные ионной связью;
      • г) образуют между собой водородные связи.

7. Какое значение для жизнедеятельности клетки имеет такое свойство воды, как теплоемкость_____________________________________________________

____________________________________________________________________

8. Перечислите основные источники загрязнения воды_____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

9. Предложите свои способы охраны водных ресурсов_________________

 

___________________________________________________

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение