Оглавление сборника > Полный текст
Разработка урока литера-туры в 9 классе по теме «Особенности любовной лирики А. А. Ахматовой»
Назарова Светлана Валентиновна
Название: разработка урока по теме «Особенности любовной лирики А. А. Ахматовой»
Автор: Назарова Светлана Валентиновна
Номер школы: средняя общеобразовательная школа № 25 г. Балаково Саратовской области
Дисциплина: литература
Класс преподавания: девятый
Урок предваряет домашнее задание, задача которого – самостоятельное исследование предложенных учителем стихотворений поэтессы.
Предваряющее домашнее задание : читая любовную лирику Ахматовой, заполните таблицу, включающую следующие графы: «Звуки», «Цвета», «Образ героя», «Образ героини: деталь; состояние, которое она характеризует».
На первом, организационном этапе урока на эмоциональном уровне происходит установление личностного контакта учителя с учениками, определяются учебные задачи, формулируется основной вопрос.
Слово учителя. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
«Здравствуйте» - какое обычное слово. Как мы его произносим? Чаще всего, на ходу, «пробегая друг друга глазами». «Здрасьте» - и в путь, к великим делам.
У Ахматовой все было не так. Взгляд внимательный, глубокий, остановка на тебе, взглядывание. «Здравствуйте», - с полупоклоном. Не просто вежливость, а уважение авансом незнакомому человеку.
В ней все было удивительно – как двигалась, как говорила. Все освещалось каким-то высоким смыслом.
Звучит отрывок стих Цветаевой «Ахматовой. 3.»
Еще один огромный взмах —
И спят ресницы.
О, тело милое! О, прах
Легчайшей птицы!
Что делала в тумане дней?
Ждала и пела...
Так много вздоха было в ней,
Так мало — тела.
Не человечески мила
Ее дремота.
От ангела и от орла
В ней было Что-то.
Как тонко сказала о ней Цветаева: «ждала и пела». Ждала любви, счастья, мужа, сына… Ждала и пела. Пела любовь.
Тема нашего урока – Любовная лирика Анны Ахматовой . Запишите в тетрадь .
Словарная работа .
Она – Анна. И потому не могла не писать о любви.
На доске : Имя Анна библейского происхождения и означает «благодать».
Благодать – наитие свыше; милость, благодеяние, благотворение, любовь. (В.И.Даль)
Слово учителя.
Кто-то из почитателей таланта поэтессы сказал, что на протяжении едва ли не всей жизни Ахматова писала «неожиданные» стихи . ( Табличка с данным словосочетанием крепится на доску в качестве заголовка .)
Как же так? Ведь пели любовь Пушкин и Лермонтов, Тютчев и Фет. И вдруг – «неожиданные» стихи, т.е. новые.
В чем же новизна любовной лирики Ахматовой? – это главный вопрос , на который мы должны будем ответить сегодня на уроке, вслушиваясь в голос поэтессы, вчитываясь в строки ее стихов.
Наблюдения записываем в тетрадь.
В качестве эпиграфа мною взяты строки из стих. «Читатель».
Не должен быть очень несчастным
И, главное, скрытным. О нет!
Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.
А. Ахматова
Следующий этап – этап формирования новых знаний об особенностях лирики А. А. Ахматовой.
Задачи этого этапа урока достигаются посредством:
- анализа стихотворных текстов;
- анализа творческих работ детей;
- работы с таблицей, отражающей самостоятельные исследования учащихся;
- демонстрации наглядности, возникающей в процессе объяснения материала, отражающей наиболее значимые элементы урока.
В ходе объяснения нового материала используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемный;
- частично-поисковый.
Аналитическая беседа.
- На ваш взгляд, имеет ли отношение эпиграф к теме урока?
(В любовной лирике Ахматова тоже «настежь распахнута» перед читателем. Это одна из особенностей ее лирики – открытость, непосредственность . ( Таблички со всеми последующими особенностями крепятся учителем на доску. ))
Учитель.
В любовной лирике – и русской, и европейской – женщина обыкновенно была лишь предметом чувств влюбленного в нее мужчины. В стихах Ахматовой она заговорила сама. «Я научила женщин говорить» ,- с гордостью писала поэтесса. Надежда, встреча, измена, боль, разрыв – обо всем этом рассказывает женщина, как бы наблюдая себя со стороны.
На фоне музыки П.И.Чайковского («Октябрь. Осенняя песня.») в исполнении учителя звучит стих. «Песня последней встречи».
- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
Попробуем понять, почему это небольшое произведение сделало Ахматову известной.
- Взгляните на название. Что в нем кажется вам интересным?
(Ахматова сама нашла нужное для своей поэзии слово: ее стихи не столько о любви, сколько о «нелюбви» , о переплетении крайностей, противоположностей. Это еще одна особенность ее любовной лирики.)
- Как создается в стихотворении образ героини?
(Состояние глубокого потрясения, напряженного переживания передается через психологизм детали . – Еще одна особенность.)
- Какие детали, характеризующие состояние героини, вы сумели найти в других ее стихотворениях? ( Работа по таблице .)
- Изменяется ли состояние героини на протяжении стихотворения?
- Случаен ли мотив осени?
- Ахматова всегда очень точна в интонационном рисунке . (Еще одна особенность!) Для нее важен любой знак препинания. Помня об этом, обратите неполное предложение « И я тоже » в полное, исходя из контекста.
(«И я тоже обманута судьбой». В этой точке – тоже поэзия. Уберите ее – и все изменится: фраза станет банальной, а женщина потеряет свою привлекательность.)
- А где в стихотворении Он? Есть его характеристика?
Учитель.
Итак, Она ушла – Он остался. Не вышел. Не проводил. Встреча – «последняя».
О такой же последней встрече другое стихотворение Ахматовой. Послушайте, как читала его сама поэтесса, без украшений, ясно и просто.
Запись. Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью» читает поэтесса.
- Каково состояние героини?
(Она сейчас – напряжена, «бледна»; в момент разлуки – см.: экспрессивная лексика, эмоции на пределе.)
Еще одна особенность – напряженность переживаний .
- А Он? Каково его состояние? Есть ли характер?
(Платонов гениально расшифровал две последние строки: «Вопль любящей женщины заглушается пошлым бесчеловечием любимого; убивая, он заботится о ее здоровье: «Не стой на ветру». )
- Каким вы увидели героя любовной лирики Ахматовой, выполняя домашнее задание? ( Работа по таблице .)
- Почему, читая стихи Ахматовой, многое нужно дорисовывать, домысливать?
(Им свойственны:
- недосказанность;
- фрагментарность (будто отрывки из писем).)
В состоянии любви обостряются слух и зрение, напрягаются все чувства. Взгляд останавливается на том, мимо чего в обычном состоянии проходишь. Вот почему стих Ахматовой так предметен : «клены», «ступени», «перила», «ворота».
Но мир поэзии – это не только предметы, это игра света и тени, цветовая палитра, целый спектр звуков.
- К каким выводам вы пришли, анализируя цветовой спектр любовной лирики Ахматовой? ( Работа по таблице .)
- Эмоциональное восприятие лирики поэтессы нашло отражение в работах иллюстраторов, ваших одноклассников. Интересно, почему именно такую цветовую гамму вы выбрали? ( Ответы детей .)
- Какими звуками наполнен мир поэзии Ахматовой? ( Работа по таблице .)
Отмеченные особенности лирики Ахматовой проявились в ее классическом стихотворении – триптихе «Смятение».
Звучит стих. «Смятение» в исполнении подготовленной заранее ученицы.
- Мы обращаемся ко 2-му стихотворению триптиха «Не любишь, не хочешь смотреть?». Что в его первой строке: сила, экспрессия или жалоба, причитание?
- Сродни ли друг другу Он и Она? Или вновь различны?
- Откуда появляется туман во второй строфе? Что происходит с предметами?
- Одинаково ли воспринимается героями тюльпан?
(Сколько чувства в стихотворении, а ведь всего восемь строчек! Стихотворения Ахматовой отличаются лаконизмом .)
Каждое из наблюдений завершалось промежуточным выводом и отражалось на доске и в тетради. Потому учащимся несложно сделать основной вывод, являющийся ответом на поставленный в начале урока вопрос.
Вывод.
- Подведите итог: каковы основные особенности любовной лирики Ахматовой? ( По записям в тетради, сделанным в процессе урока .)
Учитель. 50 лет Ахматову упрекали в том, что она пишет о любви. Критики всесильны и всевластны! Скольких мужчин сбили они с пути! Но ничего не смогли сделать с этой величавой женщиной.
Она учила мужчин выслушивать не «лепет влюбленной», а жаркие и гордые слова. Она учила женщин быть достойными любви, быть равными в любви, быть в любви щедрыми и жертвенными.
Звучит стихотворение Цветаевой «Ты солнце в выси мне застишь…»
Ты солнце в выси мне застишь,
Все звезды в твоей горсти!
Ах, если бы — двери настежь!—
Как ветер к тебе войти!
И залепетать, и вспыхнуть,
И круто потупить взгляд,
И, всхлипывая, затихнуть,
Как в детстве, когда простят .
Да святится имя твое, Анна Ахматова!
Подведение итогов. Спасибо!
|