к разделу программы общего образования
Программы для третьего класса
начальной школы
по материалам сайта
http://sputnik.mto.ru/
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
(4 часа в неделю, всего 136 часов)
Круг чтения. Учебный материал для чтения и обсуждения в классе:
- произведения устного народного творчества русского народа и других народов: сказки, загадки, сказки с загадками, пословицы и их типы, былины,скороговорки и их построение;
- стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;
- произведения о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Приключенческая литература. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники;
- произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношениях друг к другу, о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.).
Жанровое разнообразие:
- более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, выявление их особенностей;
- стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.
Особенности народной сказки: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, особые концовки.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: герои сказки, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: тема, смысл, герои, их поступки, мотивы поступков, структура рассказа: вступление, развитие действий, концовка рассказа; изобразительные средства: эпитеты, сравнения, устойчивые выражения, олицетворения.
Рассказы художественные, научно-художественные, научно-познавательные, очерки.
Рассказы_описания: художественные и научно-художественные.
Повествовательные рассказы (автор, рассказчик, рассказчик — автор, рассказчик — герой).
Рассказы с включением диалога.
Басни: прозаические и стихотворные; структура басни
(вступление, развитие действия, мораль; развитие действия – мораль; мораль — развитие действия), художественные особенности басни: иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор.
Общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях:
- литература, фольклор, литературное произведение, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль;
- присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;
- герой (персонаж), портрет героя, пейзаж;
- стихотворение, рифма, строка, строфа;
- средства выразительности: тон, логические ударения, пауза, темп, ритм.
Восприятие литературного произведения
Изучение произведений одного и того же жанра и произведений одного и того же автора, особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев).
Сравнение персонажей разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики персонажей;
определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Работа с текстом:
- _ осознание последовательности и смысла событий;
- _ вычленение главной мысли текста;
- _ знание структуры текста: начало, развитие действия, концовка;
- _ деление текста на части и их озаглавливание;
- _ составление плана под руководством учителя;
- _ пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану и самостоятельно;
- _ самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Работа с книгой:
- _ самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;
- _ отбор и самостоятельное чтение книг по теме и жанру, авторской принадлежности;
- _ знание элементов книги: форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Периодика (газеты и журналы для детей).
Навык чтения
Осознанное чтение целыми словами «вслух» и «про себя» небольших произведений или глав из произведений. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок (тон, паузы, темп, логическое ударение). Темп чтения «вслух» не менее 60 слов в минуту и «про себя» – не менее 80 слов в минуту.
Творческая деятельность школьников
Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений.
Творческая работа по сопоставлению литературных произведений с аналогичными произведениями изобразительного искусства, музыки.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т.д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-тчетов.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны уметь:
- _ читать осознанно, правильно и выразительно текст «вслух» (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и «про себя»
- ( темп чтения не менее 80 слов в минуту);
- _ знать наизусть 6–7 стихотворений и 2–3 отрывка из прозы;
- _ определять смысл событий и поступков героев; выражать «свое» отношение;
- _ пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно);
- _ самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми темами, писателями и жанрами;
- _ работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
- _ отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
- _ пользоваться справочной литературой.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2—3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями, на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках, оформление книг-самоделок;
с уроками окружающего мира: наблюдения за красками и звукамиприроды, сравнение личных наблюдений и литературных описаний картин природы, проведение уроков литературного чтения на природе, интегрированные уроки.
к началу страницы
|