Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Конспект урока "Равнины суши"

Гизатуллина Ольга Ивановна,
школа 103, г. Уфа

Воспитательные задачи урока: воспитание чувства любви к Родине, гордость за свой край; формирование экологической культуры;

Развивающие задачи урока: продолжить развитие умения выделять причинно-следственные связи; продолжить формирование умения работы с физической и контурной картами.

Оборудование : физическая карта полушарий, атлас 6-го класса, контурные карты; картины: "Гора Кордильеры" и "Центральные равнины; рисунок-схема "Как образовались равнины"; рельефные таблицы: "Основные формы рельефа", "Овраги"; стенд "Горные породы и минералы"; задания звездочки; план описания равнины (на столах учащихся).

Ход урока:

I. Вводная часть: вступительное слово учителя.

Здравствуйте ребята! На этом уроке мы продолжим изучение основных форм рельефа суши. Давайте напомним друг другу, какую форму рельефа мы уже изучили? (Горы)

Чтобы перейти к изучению следующей темы мы, по правилам познания, что должны сделать?

(.....) Правильно, чтобы двигаться дальше - оглянись назад: все ли ты усвоил. Давайте проверим друг друга, проведем взаимопроверку (работают в парах - задают вопросы друг другу). После завершения взаимопроверки ученики записывают в конце тетради оценку, которую поставил ему сосед. Это своего рода журнал взаимооценок и самооценок учащихся. (Для проверки д/задания можно использовать следующие методы: д/игра "третий лишний", перекрестный опрос - ребенок задает вопрос кому он желает, тот если ответил, также имеет право задать вопрос и т.д., если хотите придать элемент соревновательности - проведите перекрестный опрос по рядам, а какой ряд выиграет - получает оценки в журнал с учетом оценки при взаимопроверке).

А теперь давайте обратимся к нашей схеме и посмотрим что нам сегодня предстоит пройти (Равнины) Тогда запишите тему сегодняшнего урока: "Равнины суши".

Композиторы, прозаики, поэты, живописцы в своих произведениях по-своему подходят к описанию равнин, показывая их величие, красоту, неповторимость. Давайте послушаем небольшой отрывок из повести А.С.Пушкина "Метель". Вы должны понять, как в произведении раскрывается признак равнины. О чем говорят эти строки? (Ответы учащихся)

А вот композитор Свиридов Г.В. написал к этой повести музыку. Послушайте фрагмент. Слушая, постарайтесь уловить, какие образы у вас возникли, поделитесь своими впечатлениями. (Рассуждения учащихся).

Русский поэт-символист 20 века К.Д.Бальмонд в одном из своих произведений, которое он так и назвал "Равнина", очень точно ее описал:

Как угрюмый кошмар исполина,
Поглотивший луга и леса,
Без конца протянулась равнина
И краями ушла в небеса.
И краями пронзила пространство,
И до звезд прикоснулась в дали,
Затенив мировое пространство
Монотонной печалью земли…

Ребята! Какой признак равнин вам удалось выделить? (Ответы учащихся).

II. Изучение нового материала

Ребята, а у нас есть свой подход к изучению равнины. На уроке мы должны расширить знания о них, выяснить какие они бывают по характеру поверхности, по высоте, как могут образовываться, происходят ли изменения поверхности равнин в настоящее время; если происходят, то под влиянием каких процессов.

Но прежде чем найти ответы на все наши вопросы, мы должны выделить основные признаки равнины, попытаться дать определение и сравнить их с горами (вывешиваются картины "Горы Кордильеры", "Центральные равнины").

Посмотрите на картины. На одной из них показаны горы, на другой - равнина. Давайте попробуем определить главные особенности, отличие гор от равнин.

По характеру поверхности выделяются холмистые, увалистые, ступенчатые, грядовые, плоские равнины. Попытайтесь определить, чем отличается плоская равнина от холмистой. Хорошо, а теперь вам будет не сложно перечислить основные признаки равнины:

Равнина - это участок суши ( ровный, холмистый, ниже гор, слабо расчленен).

Кто теперь попытается дать определение равнины? (версии ребят).

  • На какой равнине мы с вами живем? (Определяют по карте атласа).
  • Какая она по характеру поверхности? (Холмистая), а как ты догадался? (есть низменности, возвышенности, овраги).
  • Скажите а какими горными породами сложена поверхность равнины? (Песок, глина, гравий, галька - обратить внимание на стенд).
  • А как чаще всего располагаются слои горных пород на равнинах? (Почти горизонтально)
  • Какие еще равнины есть в РФ? (Работа с физической картой России в атласе - Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность).
  • Ребята! А почему так по-разному названы равнины - низменности, плоскогорье, Возвышенность? (Они имеют различную высоту)
  • Какая равнина самая высокая? (Среднесибирское плоскогорье)
  • Из каких двух слов состоит слово плоскогорье? ( можно попросить прочитать по слогам, если затрудняются при ответе) - (Плоская гора)
  • А какую преобладающую высоту имеет плоскогорье? ( Шкала высот от 500 до 1000м).
  • Какая форма рельефа имеет такую же высоту? (Низкая гора)
  • А как же тогда различит на карте , где гора, а где плоскогорье? (По горизонталям)
  • Как называются самые низкие равнины (Низменности)
  • Каким цветом показаны они на карте? (Темно и светло зеленым)

Давайте найдем их на карте? (Работа с физической картой).

А теперь нам осталось определить какую высоту имеют возвышенности. (От 200 - 500м), каким цветом они показаны? (По ходу рассуждения учитель на доске, а ребята в тетрадях рисовали схему "Равнины")

А теперь ответьте на вопросы и поможет нам в этом наш атлас на стр...:

  • Какая равнина на З/шаре самая высока большая по площади? ( Амазонская низменность, ее площадь 5млн кв.км - если нет версий, то говорит учитель);
  • Где она находится? (Южная Америка)
  • А какая самая большая равнина у нас в России? ( ответы учащихся);
  • Какие еще равнины вы нашли? ( ответы учащихся при работе с ф.картой);
  • Кто может показать равнины на карте у доски? (Желающие вызываются и учитель по ходу помогает правильно показывать равнины);
  • Следующая наша задача выяснить, как образуются равнины. Посмотрите на рисунок-схему "Типы равнин по образованию".

Что вы можете сказать, глядя на схему?

  1. равнины, образованные на месте горной страны в результате разрушения, - остаточные (Казахский мелкосопочник);
  2. равнины, образованные в результате подъема морского дна, - первичные (Прикаспийская низменность);
  3. равнины, созданные наносами рек, - наносные (Индо-Гангская низменность), какие реки создали эту равнину? (Инд, Ганг).

На уроках истории вы познакомились с равниной, которая тоже создана наносами рек. Кто помнит эту равнину? Как она называется? (Подсказка: одна из рек называется как хищный зверь). (Месопотамская низменность - Тигр и Ефрат).

Познакомимся еще с одним способом образования равнин. В некоторых районах земного шара много миллионов лет назад в земной коре произошли разломы, шла активная вулканическая деятельность. Через трещины в земной коре изливались лавовые потоки, которые заполнили неровности рельефа и превратили отдельные участки местности в равнину. Это так называемые лавовые плато и трапы. (Пример: Среднесибирское плоскогорье, Деканское плоскогорье).

Вывод: По происхождению равнины бывают первичные, остаточные, наносные, плато.

Запишем это в тетрадь. (Желательно, чтобы вывод ребята сделали самостоятельно, но можно и совместно, это зависит от уровня подготовленности класса).

Вопросы к учащимся:

  • Происходит ли изменение поверхности равнин в настоящее время? (Да).
  • Под влиянием каких процессов? (Ветер поднимает пыльные бури, образует дюны; текучие воды - овраги).
  • Как бороться с оврагами?
  • Человек может изменить равнину? ( аргументированные ответы учащихся ).

III. Обобщение и закрепление материала

  1. Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
  2. Работа с к/картой: нанести равнины России. (Учитель показывает у доски как наносить равнины, попутно обращает внимание на различие в нанесении гор и равнин).
  3. Д/игра на закрепление: "Географическая цепочка" (если согласны с утверждением, то точки соединяем дугой, а если не согласны - тире).

Каждый работает самостоятельно, потом проведем взаимопроверку.

Итак, готовы? Начали:

  1. части з/поверхности с различием относительных высот неровностей на ней не более 200м называют равнинами; ( ? )
  2. по рельефу равнины различают высокие и холмистые ( ? );
  3. равнины высотой от 200 до 500 м называют возвышенностями ( ? );
  4. низменности на карте окрашены в зеленый цвет ( ? );
  5. равнины во времени не изменяются (?).

Если вы правильно ответили, то у вас получится следующая цепочка: *+*=*+*+*=* (можно придумать различные значки для цепочки).

И последнее, что нам предстоит сделать, - это познакомиться с планом описания равнины, который находится у вас на столах. На предыдущем уроке мы описывали горы. Способ описания вам уже знаком. Поэтому давайте зачитаем пункты плана и постараемся объяснить непонятное, а практическую работу по описанию равнин вы сделаете дома.

Домашнее задание:

  • параграф №21 читать;
  • ответить на вопросы на стр. 76 устно;
  • выполнить в тетради практическую работу "Описание равнины" (на выбор, или по рядам);
  • задание на звездочку
  • найти примеры описания равнин в стихах или литературных произведения, определить о каком типе равнин там говорится.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение