Методическая
копилка
Дидактические требования к современному уроку
- четкое формулирование
образовательных задач в целом и его
составных элементов, их связь с
развивающими и воспитательными задачами.
Определение места в общей системе уроков;
- определение
оптимального содержания урока в
соответствии с требованием учебной
программы и целями урока, с учетом уровня
подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня
усвоения учащимися научных знаний,
сформированности умений и навыков, как на
уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее
рациональных методов, приемов и средств
обучения, стимулирования и контроля
оптимального воздействия их на каждом
этапе урока, выбор, обеспечивающий
познавательную активность, сочетание
различных форм коллективной и
индивидуальной работы на уроке и
максимальную самостоятельность в учении
учащихся;
- реализация на уроке
всех дидактических принципов;
- создание условий
успешного учения учащихся.
Основные типы уроков:
1. Урок изучения нового. Это:
традиционный (комбинированный), лекция,
экскурсия, исследовательская работа,
учебный и трудовой практикум. Имеет целью
изучение и первичное закрепление новых
знаний.
2. Урок закрепления знаний. Это:
практикум, экскурсия, лабораторная работа,
собеседование, консультация. Имеет целью
выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа,
семинар и т.д. Имеет целью выработку умений
самостоятельно применять знания в
комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д.
Имеет целью обобщение единичных знаний в
систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум,
смотр знаний и т.д. Имеет целью определить
уровень овладения знаниями, умениями и
навыками.
Структурные элементы учебного
занятия
ЭТАПЫ
|
Дидактические задачи
|
Показатели реального результата
решения задачи
|
1. Организация начала занятия.
|
Подготовка учащихся к работе на
занятии.
|
Полная готовность класса и оборудования,
быстрое включение учащихся в деловой ритм.
|
2. Проверка выполнения домашнего
задания.
|
Установление правильности и
осознанности выполнения домашнего задание всеми
учащимися, выявление пробелов и их коррекция.
|
Оптимальность сочетания контроля,
самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности
выполнения задания и коррекции пробелов.
|
3. Подготовка к основному этапу
занятия.
|
Обеспечение мотивации и принятия
учащимися цели, учебно-познавательной деятельности,
актуализация опорных знаний и умений.
|
Готовность учащихся к активной
учебно-познавательной деятельности на основе опорных
знаний.
|
4. Усвоение новых знаний и способов
действий.
|
Обеспечение восприятия осмысления
и первичного запоминания знаний и способов действий,
связей и отношений в объекте изучения.
|
Активные действия учащихся с объемом
изучения; максимальное использование самостоятельности
в добывании знаний и овладении способами действий.
|
5. Первичная проверка понимания.
|
Установление правильности и осознанности
усвоения нового учебного материала; выявление пробелов
и неверных представлений и их коррекция.
|
Усвоение сущности усваиваемых
знаний и способов действий на репродуктивном уровне.
Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений
у учащихся.
|
6. Закрепление знаний и способов
действий.
|
Обеспечение усвоения новых знаний
и способов действий на уровне применения в измененной
ситуации.
|
Самостоятельное выполнение заданий,
требующих применения знаний в знакомой и измененной
ситуации.
|
7. Обобщение и систематизация
знаний.
|
Формирование целостной системы
ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих
идей.
|
Активная и продуктивная деятельности
учащихся по включений части в целое, классификации
и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых
связей.
|
8. Контроль и самопроверка знаний.
|
Выявление качества и уровня овладения
знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции.
|
Получение достоверной информации
о достижении всеми учащимися планируемых результатов
обучения.
|
9. Подведение итогов занятий.
|
Дать анализ и оценку успешности
достижения цели и наметить перспективу последующей
работы.
|
Адекватность самооценки учащегося
оценке учителя. Получение учащимися информации о
реальных результатах учения.
|
10. Рефлексия.
|
Мобилизация учащихся на рефлексию
своего поведения (мотивации, способов деятельности,
общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
|
Открытость учащихся в осмыслении
своих действий и самооценке. Прогнозирование способов
саморегуляции и сотрудничества.
|
11. Информация о домашнем задании.
|
Обеспечение понимания цели, содержания
и способов выполнения домашнего задания. Проверка
соответствующих записей.
|
Реализация необходимых и достаточных
условий для успешного выполнения домашнего задания
всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем
их развития.
|
Этапы
комбинированного урока:
- Организация начала урока
- Проверка выполнения домашнего задания
- Всесторонняя проверка знаний
- Подготовка к усвоению нового учебного
материала.
- Усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания учащимися
нового материала.
- Закрепление новых знаний.
- Подведение итогов урока.
- Информация о домашнем задании,
инструкция о его выполнении.
Этапы других типов
уроков включают как обязательные этапы:
- Организация начала урока
- Подготовка к активному усвоению нового
учебного материала.
- Информация о домашнем задании,
инструкция о его выполнении
В качестве основного этапа выступает
этап, отвечающий основной обучающей цели
данного урока.
|