Внимание на уроках физической культуры
по материалам сайта учителя физической культуры
Успешность обучения во многом определяется тем, насколько учителю удалось использовать психические процессы учащихся, в частности внимания. Организация внимания учащихся означает и организацию педагогического процесса. Внимательный ученик замечает в демонстрируемом упражнении и объяснении учителя такие детали, которые невнимательный ученик пропускает.
Внимание - это выбор каких-то объектов из множества, интересующих в данный момент человека и отвлечение от всего, что не имеет отношения к выбранному объекту.
С.Л. Рубинштейн охарактеризовал внимание как направленность и сосредоточение сознания на чем-либо: предмете, явлении, действии, мысли.
Выделяют два вида внимания: непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Непреднамеренное внимание связано с воздействием внешних раздражителей на органы чувств. Легкость возникновения такого внимания зависит от силы, новизны и контрастности раздражителя.
Преднамеренное внимание возникает с приложением волевых усилий для концентрации внимания на каком-либо объекте. Проявление того или иного вида внимания у детей разного возраста различно.
В младшем школьном возрасте преобладает непреднамеренное внимание. Поэтому учащиеся младших классов легко отвлекаются на посторонние раздражители. Так ребята первого, второго класса не могут проявлять преднамеренное внимание более 10 - 15 минут. Исходя из этого, не следует давать в младших классах серии упражнений, на выполнение которых требуется большее время, или число повторений превышает 5 - 6 раз. Кроме того, младшие школьники плохо сосредотачиваются на собственных мыслях, поэтому нет смысла давать им задания на анализ техники, поиск ошибок.
Учащиеся средних классов способны сосредотачиваться до 30 - 35 минут, а при сильной мотивации и до 45 минут. К сожалению импульсивность поведения, нетерпеливость, большое желание достигнуть результата (не обращая внимания на качество) приводит к легкой отвлекаемости, и в последующем к нарушению дисциплины. Однообразность работы снижает интенсивность внимания.
Старшеклассники, в связи с сильной мотивацией, способны к длительному сосредоточению внимания. В отличие от младших и средних классов, для которых имело значение лишь способ подачи материала, то для старшеклассников становится важным содержание. Поэтому кроме демонстрации должен присутствовать и теоретический анализ
|