Методическая
копилка
А.В. Федоров доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России главный редактор журнала
"Медиаобразование"
Медиаобразование и медиаграмотность: мнения экспертов.
Актуальность, цели и методика опроса
В начало статьи
Основные пути внедрения медиаобразования/медиаграмотности
Далее экспертам было предложено указать, какой способ внедрения медиаобразования/медиаграмотности кажется им наиболее предпочтительным сегодня - автономный (например, спецкурсы, факультативы), интегрированный (медиаобразование, интегрированное в обязательные дисциплины школ и вузов) или синтетический (синтез автономного и интегрированного). Полученные нами ответы были сведены в таблице.
Отношение экспертов к основным путям внедрения медиаобразования
Пути внедрения медиаобразования/медиаграмотности
в школах и вузах, учреждениях дополнительного образования и
досуга |
Число экспертов, предпочитающих данный путь внедрения |
Синтетический путь |
16 (61,54%) |
Интегрированный путь |
8 (30,77%) |
Автономный путь |
2 (7,69%) |
В итоге оказалось, что большинство экспертов (61,54%) считают наиболее приемлемым синтетический путь медиаобразования, сочетающий его интеграцию в обязательные дисциплины школ и вузов с автономными спецкурсами, факультативами или кружками. К примеру, А.Короченский - активный сторонник "синтетических, различных форм (часть формального образования + специальные курсы + медиакритика как специальная область журналистики и гражданских действий) медиаобразования. Образование, включая медиаобразование, должно быть, по его мнению, постоянной частью социализации и жизни современного человека в условиях изменяющегося "информационного общества" - от детства до старости".
Примерно вдвое меньше (30,77%) адептов только интегрированного подхода и совсем немного (7,69%) - у подхода сугубо автономного.
Mедиаобразование сегодня: страны-лидеры
В завершении опроса предлагалось назвать страны, где, по мнению экспертов, на сегодняшний день медиаобразование находится на наиболее высоком уровне развития. Полученные результаты сведены нами в таблице
Список стран, где, по мнению экспертов, медиаобразование находится на наиболее высоком уровне развития
Название страны |
Число экспертов, по мнению которых, развитие
медиаобразования в данной стране находится сегодня на наиболее
высоком уровне
|
Канада |
17 (65,39%)
|
Великобритания |
16 (61,54%)
|
Австралия |
11 (42,31%)
|
Франция |
7 (26,92%)
|
США |
6 (23,07%)
|
Россия |
5 (19,23%)
|
Как видно из таблицы опрос по данному разделу не принес неожиданных результатов - лидерами в области медиаобразования большинством голосов экспертов были признаны Канада, Великобритания, Австралия, Франция, США и Россия. Остальные голоса более-менее равномерно распределились между рядом западноевропейских стран (Германия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция) и Японией (они получили по 11,54% экспертных голосов), Мексикой и ЮАР (по 7,69% экспертных голосов), Австрией, Аргентиной, Бразилией, Венгрией, Венесуэлой, Исландией, Испанией, Италией, Кубой, Новой Зеландией, Чили и Бельгией (по 3,85% голосов).
Что ж, в самом деле, достижения Канады и Австралии, во всех школах которых медиаобразованию придан обязательный статус, широко известны медиапедагогам всего мира. Популярность теоретических идей и практических подходов ведущих британских, французских и американских медиапедагогов также весьма велика. Традиционно сильны позиции медиаобразования в Скандинавии. Что же касается стран Восточной Европы, то здесь, действительно, в большей степени известен медиаобразовательный опыт России и Венгрии, в то время, как о процессе медиаобразования в Польше, Чехии или Румынии медиапедагоги других стран имеют, как правило, слабое представление (не в последнюю очередь из-за языкового барьера).
В течение длительного времени российские медиапедагоги были изолированы от мирового процесса медиаобразования. Позитивные изменения в этом направлении произошли только за последние 10-15 лет. Вот почему хочется надеяться, что результаты нашего небольшого исследования в какой-то степени помогут российским медиапедагогам и исследователям задуматься над проблемами сравнительного анализа медиаобразовательных подходов в различных странах мира.
|