Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Внеклассная работа

Патриотическое воспитание в современной школе. Заочный круглый стол

выступает Б. В. Куприянов докторант кафедры социальной педагогики Костромского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент

К предложенной для обсуждения проблеме в своих размышлениях я обращался много раз, но самым продуктивным для меня было научное руководство диссертационным исследованием Сергея Николаевича Смирнова «Педагогические условия использовании символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса», ниже изложенные мысли результат наших разговоров трех-четырех- летней давности. Текст получился в виде четырех соображений: Что? (Что такое патриотизм?), Что? (Что следует воспитывать в процессе патриотического воспитания?), Чем? (При помощи каких средств можно патриотически воспитывать?), Зачем? (Есть ли альтернатива патриотическому воспитанию и откуда берется содержание воспитания?).

Первое соображение. Рассматривая патриотизм, необходимо остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Возможно триада: Общество – Природа – Культура вокруг Человека (воспитанника) представляет собой весьма богатую эвристическую схему. Не уверен, что не прочитал этого у Питирима Сорокина.

Этимологический анализ понятий «род», «родство», «родня» дает смысловую связь между субъектом и другими людьми по следующему основанию – близость по общности происхождения, по непосредственному сходству (С.И.Ожегов). Отсюда отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанная на происхождении, непосредственном сходстве. Конечно, трудно представить, чтобы человек был похож на страну, речь скорее должна идти о некоторых характерологических ассоциативных подобиях: «широкая русская душа» – широкие поля, «голубые глаза» – ярко синие реки и озера Родины, неторопливая русская речь– неспешно текущие реки и т.д. Широко известна цитата А.Ф. Лосева, рассматривающего Родину как «интимно-интимно - внутреннее наше». Итак, первая составляющая патриотизма – идентификация человека с образами (страны, народа, культуры) по принадлежности и похожести.

Очевидно, что слово «Отечество» происходит от «отец», в тоже время привычно до тривиальности словосочетание «Родина – мать». Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:

  • - благодарности детей по отношению к родителям (за порождение на свет),
  • - уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм),
  • - возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник),
  • - возможности детей получить тепло, ласка, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).

С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п.

В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную : получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг .

Второе соображение. На основе философских соображений следует перейти к соображениям психолого-педагогическим и ответить на вопрос что следует воспитывать в процессе патриотического воспитания, то есть, как назвать то, что мы собираемся воспитывать? Вследствие специфики патриотизма как «любви к Родине (Отечеству)» – сугубо эмоционального отношения, говоря о главной задаче патриотического воспитания, думается самым адекватным вариантом следует признать воспитание патриотических чувств . Такая постановка вопроса совершенно не исключает необходимость личностно-ориентированного информационного обеспечения воспитания патриотических чувств, включения воспитанников в те или иные виды деятельности. Однако об этом следует говорить лишь в средственном плане.

Вот некоторые положения диссертационного исследования которые хотелось бы процитировать. «…Содержательно патриотические чувства:

- выражают субъективную значимость идентификации личностью себя с определенной страной, народом, культурой, природой на основе происхождения и похожести;

  • - включают эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству;
  • - проявляются в переживаниях, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, на защиту совей Родины;
  • - выступают регуляторами конкретных действий в жизнедеятельности личности….

….. сущность воспитания патриотических чувств состоит в эмоциональном стимулировании переживаний субъектом отношений к родной стране…»

Третье соображение. Среди, прочих весьма эффективных средств воспитания мне представляется особо адекватной – символика. Скорее всего, основанием для этого убеждения является такая формула, что любят не за что-то, а вопреки всему. В воспитании патриотических чувств достаточно много суггестивного.

Здесь необходимо сделать оговорку о том, что в Костромском Государя и Великого князя кадетском корпусе трудами офицеров и воспитателей в 2000- 2002 были заложены основы педагогической технологии использования символики в воспитании патриотических чувств. Вот некоторые моменты.

В воспитании патриотических чувств использовалось пять групп символов:

  • - словесные (девиз, название, имя),
  • - предметные (знамя, форма, нагрудный знак),
  • - действенные (ритуалы),
  • - музыкальные (мелодии, сигналы),
  • - изобразительные (рисунки).

Процесс воспитания патриотических чувств у учащихся Костромсокго кадетского корпуса строился как педагогическое стимулирование переживаний субъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране, привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников. В дальнейшем было выяснено, что успешность воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса при использовании символики зависит от:

  • - особого свойства содержания и формы символов – возможности образовывать смысловые ассоциативные связи, которые К. Левин называл «валетностью»;
  • - специфического порядка предъявления символов – сочетание и чередование прямых и опосредованных, индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, непрерывных и дискретных, повседневных и событийных смысловых воздействий, что может интерпретироваться в соответствии с работами Л.И. Новиковой, как – «амбивалентность».

В процессе развития символики (от дореволюционных до современных) кадетских корпусов С.Н. Смирнов выделил ряд основных идей, составляющих патриотическое содержание (значение):

  • - идея государственности выражалась в использовании государственной символики в эмблемах отдельных кадетских корпусов;
  • - идея державности (на знаменах, элементах формы одежды присутствовали символы власти – корона, скиптр, держава);
  • - идея самоотверженного служения Родине (многие военно-учебные заведения носили имя государственного деятеля или были связаны с личностью, которая играла выдающуюся роль в истории);
  • - идея преемственности прослеживается в различиях элементов символики определенного военно-учебного заведения и в сохранении символики реорганизованных военно-учебных заведений;
  • - идея региональности (символика кадетских корпусов определяла принадлежность к отдельным регионам России);
  • - идея воинской службы ярко выражена в использовании орденских лент в различных видах символики;
  • - идея православия проходит через всю символику кадетских корпусов, и отражается в изображениях православных символов и использовании таких изречений девизов, как «С нами Бог», «Бойся Бога».

Анализируя различные виды символики кадетских корпусов России, можно говорить об определенных требованиях к «техническому исполнению» - форме символики:

  • - соблюдение законов геральдики, фалеристики, униформологических и вексиллологических правил,
  • - соблюдение исторических традиций и традиций военно-учебных заведений,
  • - эстетичность и красота в исполнении символики,
  • - соблюдение удобства в использовании видов символики.

Завершая свое выступление, хочу высказать одну, на мой взгляд, достаточно принципиальное четвертое соображение . Патриотизм это позиция и поэтому не может существовать без оппозиции – космополитизма. В условиях лингвистического лицея, ориентированного на приобщение к культуре другого народа, в рамках тематической международной смены загородного детского лагеря, возможен и космополитический вектор в воспитании (в концепции «Воспитание культуры мира» я вижу именно этот контекст, и ничего плохого здесь нет). Для государственных образовательных учреждений совершенно понятно, что заказчиком патриотического воспитания выступает государство. Воспитатели в какой-то степени, понимая необходимость патриотизма как ценности, обеспечивающую адаптацию также могут вводить это направление в свою деятельность. В любом случае, на мой взгляд, чрезвычайно важно контекстное соответствие патриотического воспитания всей системе воспитания образовательного учреждения. В практике, как правило, мы имеем дело с перечнем ценностей, которые «по кучи забиты» в ориентиры педагогического коллектива. Заказывают ли воспитания патриотизма родители? Вопрос интересный, мы получили ответ не него в ходе исследования, проведенного по заказу Минобразования РФ в прошлом году (2004), но это как говорится другая история.

В качестве послесловия. Побывав в ряде сельских школ Костромской области, неоднократно видел огромные стенды, рассказывающие о Великой Отечественной войне, об односельчанах, погибших в Афганистане, в Чечне. В одной школе в центре коридора – огромная доска, где перечислены все жители села, погибшие на фронте (более ста фамилий), чувство такое, что находишься на кладбище. Нужно ли каждый день видеть это школьнику, не уверен.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение