Б.В. Куприянов. Авторские лагеря как воспитательные организации (продолжение)
Пространственно-временные характеристики жизнедеятельности авторского лагеря связаны с сезонностью. Авторский лагерь существует в своей развернутой форме (подростки и педагоги) только в периоды студенческих и школьных каникул, когда учащиеся не заняты в учебном процессе и могут стать участниками программ. В остальное время участие педагогов в деятельности авторского лагеря похоже на посещение объединения по интересам, периодично, параллельно с основными видами занятий (участие в производственной деятельностью, учеба и т.п.).
А вообще повседневность и событийность жизни авторского лагеря может быть представлена в виде годового цикла. Начинается год с анализа прошедшей смены. Эмоциональный фон этого мероприятия зависит от характера отношений, которые сложились в ходе смены. На самом деле этому мероприятию придается большое значение, так как именно здесь определяется, кто поедет на следующую смену.
Годовой цикл функционирования авторского лагеря
Сентябрь |
Анализ прошедшей смены |
Октябрь |
Подготовка и участие в «Фестивале Лета». Встреча всех участников смены |
Ноябрь |
Набор в педагогический коллектив, знакомство с новичками |
Январь |
Начало разработки новой смены, уточнение состава творческих групп |
Январь |
Выезд педагогического коллектива на сборы |
Январь – март |
Работа по творческим группам: разработка проектов деятельности. Проведение различных мероприятий внутри педагогического коллектива |
Начало мая |
Выезд педагогического коллектива для подготовки к смене |
20-е числа мая |
Поздравление выпускников, работавших в лагере с окончанием вуза |
Июнь- июль |
Участие в различных программах летнего отдыха и оздоровления |
Июль- август |
Сборы педагогического коллектива перед заездом в лагерь |
Июль- август |
Очередная смена лагеря |
Специфика субъектов, осуществляющих социальное воспитание, преобладающий стиль отношений. Особенность ситуации педагогов авторского лагеря – студентов вуза состоит, в том, что он с одной стороны, они субъекты воспитания подростков, а с другой – воспитанники небольшой группы команды старших (по возрасту, опытности, положению в общности) педагогов.
Все участники молодежного педагогического коллектива - коллеги, сотрудники одной организации, которые вместе работают, участвуют в субботниках, отдыхают, развлекаются. Так, например, при подготовке смены, сборов педагогический коллектив включается в творческое созидание, выступая как своеобразное проектно-конструкторское бюро. Продуктом разработки становятся программы работы, планы проведения сборов, методические рекомендации и сценарии мероприятий. В каждом авторском лагере от времени практикуются мероприятия, рассчитанные в первую очередь на педагогический коллектив – это различного рода игры, конкурсы. Одним из кульминационных моментов в жизни авторского лагеря являются «генеральные репетиции» смены. Они проходят, как правило, в каникулы зимой и весной (два-три дня) и непосредственно перед сменой (в течение пяти-шести дней). Основные задачи этих форм можно сформулировать так: прожить отдельные элементы смены, окончательно выстроить последовательность эпизодов программы, скоординировать взаимодействие служб, центров, временных объединений, вжиться в символику быта лагеря: разучить песни, ритуалы. Определенное место при подготовке к смене занимает изготовление символика, атрибутики, а накануне заезда детей в лагерь при подготовке базы к началу смены, весь без исключения педагогический коллектив включается в грандиозную уборку. Общий для всего педагогического коллектива «философский кружок» возникает в какие-то принципиальные моменты жизни лагеря: после проведения смены, сборов и т. п.
Существует один момент во взаимоотношениях детей и взрослых, когда они ощущают единство и причастность к сообществу авторского лагеря это встречи – сборы участников смен в сентябре - октября. В основе возникновения этой традиции – желание обратиться к совместным переживаниям прошедшей смены, увидеть друзей.
|