Составитель Н.Л. Житлухина
Анкеты и тесты по разделу “ Профессиональное
самоопределение” Программа образовательной
области “Технология” (дидактический
материал)
(5 – 9 класс)
Данную работу рекомендуется
применять учителям технологии, использующим
интегративные программы.
Н.А. Алямовская, методист технологии НМЦ ВОУ МКО
В подростковом возрасте у ребенка происходит наиболее существенные
процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих
умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Возникают центральное новообразование
этого возраста - представление о себе, как “не о ребенке”, подросток начинает
чувствовать себя взрослым и имеет огромную потребность в признании его взрослости
окружающими. В поведении и деятельности подростка проявляются такие виды взрослости,
как: подражание внешним признакам взрослого, равнение подростков на качества
"настоящего" мужчины, женщины, интеллектуальная взрослость, социальная зрелостью
И именно она имеет наибольшее значение для формирования готовности к трудовой
деятельности и профессиональному самоопределению. Социальная зрелость возникает
в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где
подросток занимает место помощника взрослого. Мальчики стремятся овладеть различными
взрослыми умениями: слесарничать, столярничать, а девочки - шить, готовить,
вязать. То есть детей этого возраста отличает повышенный интерес к различным
видам деятельности, стремление сделать что-то своими руками, повышенная сознательность
и первые мечты о будущей профессии. Соответствующие интересы зарождаются в школе,
дома, во внешкольных делах, их источниками могут стать учителя, родители, сверстники.
Но чаще всего первичные профессиональные интересы возникают в собственном учении,
в труде, в самооценке личности. И это создает благоприятные возможности для
развития нужных деловых качеств в тех видах деятельности, в которые, в основном,
включен подросток. Именно в школе подросток , наряду с программой обучения осваивает
программу социализации, обусловленную характером межличностных взаимоотношений,
складывающихся, в процессе учебной и трудовой деятельности.
Благодаря ей формируется
эмоциональная и социальная жизнь подростка,
его представления о себе и о том, что думают
о нем другие.
Большое значение в формировании
готовности войти во взрослую жизнь, в том
числе и профессиональную, имеют:
•развитость потребностей, так
как это главный источник активности
человека и они лежат в основе
направленности личности;
•нравственные установки;
•ценностные ориентации;
•самосознание;
•становление и развитие
интересов и способностей, то есть
потребности в определенных знаниях, видах
деятельности и индивидуальных
психологических особенностей личности.
В связи с этим понятие “готовность к трудовой деятельности
и профессиональному самоопределению” трактуется “как интегративное (или обещающее)
качество личности, включающее знания, умения, навыки на конкретные действия”
(“Психологические проблемы готовности к деятельности” Дьяченко, Кандыбович.
Минск. Изд-во Белорусского университета, 1976 г.) Это понятие связано с возрастными
и психофизиологическими особенностями учащихся, их индивидуальными качествами.
Для характеристики готовности к трудовой деятельности приняты следующие единые
критерии: критерий информированности, критерий мотивационно-потребностный, критерий
деятельностно-практический. Позвольте остановиться несколько подробнее на этих
критериях, так как основная задача учителя и всего учебного процесса в целом,
состоит в том, чтобы ученик соответствовал этим критериям.
Критерий информированности -
предполагает знание учащимися содержания,
условий работы, результатов труда по
различным профессиям, о своих интересах,
склонностях, качествах личности, о
состоянии своего здоровья и физического
развития, особенностях ощущений,
восприятия, внимания, памяти, воображения,
мышления, темперамента, характера, а так же
о требованиях различных профессий к
вышеперечисленным качествам и
особенностям человека.
Критерий мотивационно-потребностный
- предполагает освоение учащимися труда как
образа жизни, их мотивы, цели и ценности
труда вообще, мотивы выбора профессии,
наличие у учащихся интересов и сочетание
труда с его материальным вознаграждением.
Критерий деятельностно-практический
- предполагает овладение учащимися
умениями и навыками работы, проявление
умения работать сообща, наличие у учащихся
коммуникативных и организационных
способностей, индивидуального плана
дальнейшей жизни, труда и
профессионального обучения.
Вышеперечисленные критерии
служат ориентиром и учителям и ученикам.
Зная эти критерии учителя в своей
педагогической деятельности формируют у
учащихся те качества личности, которые
помогут им выбрать профессию и
определиться в жизни. Учащимся же любого
возраста, а учащимся 9-го класса
особенно, знание этих критериев
дает возможность иметь представление о
самом себе, своих умениях, интересах,
притязаниях и возможностях, ограничениях и
их причинах.
Для того, чтобы учащиеся получили
о себе такое представление, могут быть
использованы все методы психологического
обследования учащихся, которые применяются
в научно- исследовательской работе. Однако
многие из них достаточно трудоемки,
рассчитаны на применение специальной
аппаратуры. Поэтому на практике чаще всего
обращаются к тестам, анкетам, упражнениям,
наблюдению, анализ документов,
эксперименту.
Основными диагностическими
инструментами являются тесты и анкеты. Они
могут быть как индивидуальными, те есть
предназначенными для работы с каждым
испытуемым в отдельности, и групповые,
допускающие одновременное тестирование
целой группы испытуемых. Как показала
практика, наиболее удобны в использовании
групповые тесты, так как можно сразу
получить информацию о некотором количестве
учащихся, сделать выводы об общих и частных
явлениях, характерных для данных учащихся.
При использовании тестов
необходимо учитывать и то, что тесты,
предназначенные для изучения детей одного
возраста, как правило, не подходят для
исследования детей другого возраста и
требуют возрастной адаптации.
Важной особенностью
практического применения тестов,которую
следует принимать в расчет в выводах,
делаемых о детях, является привыкание к
тестам, а так же относительная изменчивость,
непостоянство их результатов. Если один и
тот же тест применять повторно, несколько
раз подряд, то со временем дети привыкнут к
нему и будут отвечать не задумываясь, или
преднамеренно изменять свои ответы, чтобы
не повторяться.У многих детей, особенно 5-6
класса, при заполнении длинных тестов-опросников
быстро наступает утомление от монотонной и
однообразной деятельности, они невольно
начинают изменять свои ответы или
тестируемые действия, чтобы избавиться от
пресыщения. Для того, чтобы по этим причинам
не происходило изменений результатов
тестирования, не рекомендуется
пользоваться одними и теми же тестами
подряд несколько раз. Между очередными
тестированиями должен быть большой
интервал времени, например, в начале
учебного года и в конце. Большое влияние на
результаты тестирования оказывает так же
понимание детьми обращениях к ним вопросов,
мера осознания ими изучаемых качеств. Для
этого при тестировании необходимо
добиваться того, чтобы дети правильно
однозначно понимали стоящий перед ними
вопросы.
С учетом этих факторов была
составлена система тестов и анкет,
предназначенная для диагностики процесса
формирования интересов, качеств личности
учащихся, их готовности к трудовой
деятельности и профессиональному
самоопределению. Эти тесты частично
разработаны мною, взяты из различных
журналов, из книги “Практикум по выбору
профессии”, а так же использованы тесты и
анкеты, разработанные доктором
педагогических наук Гриншпун Е. С.,
кандидатом психолого-педагогических наук
Глосмштоком А. Е., кандидатом
психологических наук Климовым Е. С. Тесты и
анкеты расположены в системе по принципу “от
более простых к более сложным” и могут
использоваться как в системе, так и
самостоятельно, с учетом возрастных
особенностей учащихся.
Система тестов
Для 5 класса:
•тест по выявлению
темперамента;
•анкета по выявлению
интересов у учащихся;
•тест “Самооценка уверенности в
себе”
Проводить эти тесты
рекомендуется в самом начале учебного года
на первом, вводном уроке, когда происходит
знакомство учителя с учащимися. Проведение
подобного тестирования в пятых классах
позволяет учителю получить информацию по
особенностям темперамента, интересов
учащихся, о том, какое влияние оказал на них
переход в среднюю школу.
Для б класса:
•тест “Потребности в
достижениях”;
•тест “Отношение к нравственным
нормам поведения”;
•анкета по выявлению учебных
интересов.
При помощи этих тестов учитель
выявляет: насколько дети уверенны в своих
силах, настойчивы в преодолении
препятствий, насколько высокие цели они
себе ставят. Определяется наличие у детей
ответственности, самокритичности,
принципиальности, чуткости, справедливости,
умение уживаться в коллективе. Изучается
так же устойчивость старых интересов и
появление новых. Такая, довольно ранняя
диагностика особенностей темперамента,
качеств личности, интересов учащихся,
позволяет учителю найти индивидуальный
подход к учащимся, учитывать особенности
отдельных учащихся при планировании,
подготовке и проведении уроков. Для 7
класса:
•тест “Я предпочту”;
•анкета по выявлению
профориентационных интересов;
•тест по определению развития
волевых качеств;
•тест по выявлению
организаторских способностей.
На этом этапе учащихся
выявляется степень сформированности
волевых качеств личности и в зависимости от
результатов учитель планирует
воспитательную работу на уроке,
индивидуальную работу с отдельными
учащимися. Более глубоко начинается
исследование профессиональных интересов
учащихся, так как примерно в этом возрасте
имеет место начало периода разрушения и
отмирания старых интересов и период
созревания новой биологической основы, на
которой, впоследствии, развиваются новые
интересы, в конце которого происходит выбор
одного, наиболее устойчивого, интереса,
связанного с основной жизненной линией,
избираемой подростком. Определяется
область проявления интересов, что
заставляет учащихся уже в этом возрасте
задуматься о предстоящем выборе
дальнейшего жизненного пути. Определяются
так же организаторские способности
учащихся.
Для 8 класса:
•тест по выявлению
коммуникативных качеств личности;
•тест по выявлению способности к
общению.
Два этих теста направлены на
выявление способности человека общаться в
коллективе, того, насколько быстро он
сходиться людьми, реагирует на конфликты,
то есть насколько у него развит
коммуникативный контроль. Эти тесты
особенно актуальны в восьмом классе, так
как в этом возрасте общение играет для
подростков очень большую роль и ради
общения они, чаще всего, ходят в школу. Кроме
того, в этом возрасте наблюдается
повышенная напряженность, агрессивность в
общении между учащимися, жесткое отношение
друг к другу и проведение таких тестов, в
какой то мере, заставляет их задуматься об
отношении к товарищам, а также дает учителю
информацию для выбора тематики бесед по
культуре общения.
•анкета по профессиональному
самоопределению;
•тест по выявлению мотивов
выбора профессии
Они выявляют насколько
сформировались у учащихся
профессиональные интересы, есть ли у них
планы на будущее, чем они руководствуются
при выборе профессии: мотивами престижа,
желанием реализовать личные
устремления,
занять положение в обществе, желание
заниматься творческой работой.
Для 9 класса:
• тест по выявлению
направленности личности на себя, на
коллектив, на задачу;
• тест по выявлению интересов
учащихся
• анкета по изучению
профессиональной направленности
Используемые в девятом классе
тесты выявляют профессиональную
направленность учащихся, помогают многим
окончательно определиться, узнать, в каких
областях деятельности они могут наиболее
успешно работать.
Полученные данные анализируются
и обобщаются. По результатам исследования
готовности учащихся к выбору профессии
можно сделать вывод о том, что в 5-7 классах у
многих учащихся еще не сформировались
четкие профессиональные интересы и
примерно каждый четвертый не задумывался о
своей будущей профессии. Они не видят какой
из учебных предметов им пригодится в
будущей профессии.
В 8-9 классах большинство учащихся
отдает предпочтение такому типу
деятельности, как “человек - человек”, то
есть учащихся привлекают профессии,
связанные с общением: педагогика,
журналистика, сфера обслуживания. Это
характерно для подростков данного возраста,
у которых существует большая потребность в
общении со сверстниками, с другими людьми.
Также довольно большое количество учащихся
проявляет интерес и к типам деятельности “человек
- художественный образ”, “человек -знаковая
система”, то есть к профессиям творческим и
связанным с экономической сферой, которые
престижны и высокооплачиваемые. В 8-9
классах учащиеся придают уже большую
ценность полученным знаниям и с большей
ответственностью относятся к учебе. Они
даже готовы преодолеть трудности для
получения выбранной профессии и знают, что
им для это нужно предпринять. Как показало
тестирование, основными мотивами дня
выбора той или иной профессии учащимися
являются: в 5-7 классе - симпатия к людям и
через них - профессия, а в 8-9 классе - престиж
профессии, желание реализовать личные
устремления, занять положение в обществе,
заработать большие деньги, неподкрепленное
практическими возможностями. Нужно
отметить, что некоторые учащиеся все
руководствуются в выборе профессии
желанием творческой работы, приносящей
пользу людям, чувствам личной
ответственности за выполненную работу.
Подобный выбор мотивов учащимися
объясняется внутренней противоречивостью
подросткового возраста, тем, что
осознание своего физического развития
вызывает у подростка желание подчеркнуть
собственное достоинство, стремление к
самостоятельности. Отсюда можно сделать
вывод о том, что доминирующими фактами,
влияющими на выбор профессии учащимися,
являются их возрастные и
психофизиологические особенности,
современная обстановка в стране, жизненные
ориентиры людей.
10 - 11 классы
• анкета для выявления жизненных планов и
профессионального самоопределения.
По результатам изучения
психологической стороны готовности
учащихся к трудовой деятельности и
профессиональному самоопределению, их
индивидуальных особенностей и качеств
личности, можно сказать, что большинство
учащихся проявляют личную направленность,
то есть направленность на себя. Это говорит
о том, что подростки изучают и сравнивают
себя с другими людьми, сверстниками,
взрослыми. Также многие учащиеся
направлены на коллектив, что объясняется
характерной для этого возраста
потребностью в общении и самоутверждении в
коллективе своих сверстников. По
результатам тестов видна неуверенность
большинства учащихся в своих силах и, в то
же время, явно завышенный уровень
притязаний в планируемой деятельности, в
намерениях достигнуть чего-либо, так как
подросток не знает меры своих сил, которые
еще недостаточно крепки, чтобы быть
взрослым, чтобы осуществлять свои далеко
идущие планы. В этом и состоит внутренняя
противоречивость подросткового возраста.
Подросток, как формирующаяся личность
испытывает двойственность: с одной стороны,
он изучает себя, свой устанавливающийся
внутренний мир, отмечает рост физических и
духовных сил, а с другой - испытывает
определенную неуверенность в себе и в своих
силах, ему еще не хватает
целеустремленности в реализации своих
способностей.
Таким образом, разностороннее
психологе - педагогические исследования
психофизиологических особенностей
учащихся, их профессиональных интересов
способствуют расширению их знаний о себе,
правильной оценки своих склонностей,
способностей, что дает им возможность более
объективно соотнести их с требованиями
избираемой профессии. Подобные
исследования существенно помогают учителю
формировать у учащихся необходимые для
готовности к трудовой деятельности
качества личности, знания, умения и
практические навыки, способность
ориентироваться в выборе профессии.
|