Нормативно-правовая документация по аттестации учителей
(выдержки из “Положения об аттестации” )
1. Нормативной основой аттестации являются: положение об аттестации, квалификационные характеристики, утверждаемые Министерством образования РФ в установленном порядке, содержащие критерии соответствующих квалификационных категорий (разрядов) и определяющие их количество, Единая тарифная сетка и другие нормативные документы, определяющие уровень оплаты труда педагогических и руководящих работников учреждений образования.
Квалификационная категория педагогическим и руководящим работникам присваивается на срок до 5 лет. Новая аттестация допускается не ранее, чем через год после присвоения категории.
2. Аттестацию проходят изъявившие желание получить квалификационную категорию, подтвердить или повысить имеющуюся квалификационную категорию педагогические и руководящие работники, квалификационные характеристики которых предусматривают наличие квалификационных категорий.
3. Аттестация педагогических и руководящих работников в исключительных случаях может быть проведена по инициативе администрации, совета (педагогического совета) учреждения образования, органа управления образованием с целью определения уровня квалификации работника и его соответствия занимаемой должности.
4. Для проведения аттестации создаются:
- Городская аттестационная комиссия;
- окружные аттестационные комиссии;
- аттестационные комиссии учреждений образования.
5. Результаты аттестации педагогических и руководящих работников определяются голосованием на итоговом заседании комиссии (подкомиссии).
Решение считается действительным, если на итоговом заседании комиссии (подкомиссии) присутствовало не менее 2/3 ее членов и оно было принято большинством голосов.
При равенстве голосов аттестуемый работник признается соответствующим заявленной им квалификационной категории. Результаты аттестации оформляются протоколом, заносятся в аттестационный лист и сообщаются аттестуемому под расписку сразу же после голосования. Один экземпляр аттестационного листа после завершения аттестации хранится в личном деле работника, другой выдается аттестуемому.
6 Основанием для включения в списки аттестуемых является личное заявление работника с указанием квалификационной категории, на которую он претендует, с обоснованием.
Работник, не имеющий необходимого стажа работы и уровня образования, заложенных в квалификационную характеристику, может претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации. Педагогическим работникам, имеющим звания “Заслуженный учитель РФ”, “Народный учитель”, “Отличник просвещения”, кандидатам и докторам педагогических наук предусмотреть особые формы и процедуры аттестации.
7. Аттестация проводится по двум направлениям.
Первое — обобщение итогов деятельности педагогических и руководящих работников. Может осуществляться в форме собеседования, творческого отчета, защиты научно-педагогической или опытно-экспериментальной разработки и в других формах. При этом учитываются знание преподаваемых предметов, методик преподавания и методик воспитательной работы, знание теорий педагогики, педагогической психологии, уровень практических умений и навыков, а также оценивается творческая деятельность работника.
Второе — экспертная оценка практической деятельности работника. Может осуществляться путем различных форм психолого-педагогической диагностики и изучения результативности профессиональной деятельности.
8. Сроки проведения аттестации работника устанавливаются приказом соответствующего органа управления образованием или руководителя учреждения образования, а формы ее проведения определяются соответствующей комиссией.
9. Решение о соответствии педагогических и руководящих работников первой категории выносит окружная аттестационная комиссия.
Решение о соответствии педагогических работников второй категории выносит аттестационная комиссия учреждения.
Решение о соответствии педагогических и руководящих работников учреждений (организаций) образования окружного и городского подчинения высшей , а для учреждений городского подчинения и первой квалификационным категориям выносит Городская аттестационная комиссия.
10. Работнику, не подтвердившему своевременно или в ходе аттестации имеющейся у него квалификационной категории, решением соответствующей комиссии категория понижается или снимается,
11. При переходе на новое место работы, в том числе в связи с переездом из другого региона, за работником сохраняется присвоенная ему на прежнем месте работы квалификационная категория и устанавливается соответствующий ей уровень оплаты труда, применяемый в г. Москве на срок, определенный при аттестации работника.
12. В случае истечения срока действия квалификационной категории у работника во время:
— длительной нетрудоспособности;
— отпуска по уходу за ребенком;
— длительной командировки на работу по специальности в российские образовательные учреждения за рубежом;
— отпуска до одного года в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” (ст. 55, п. 5);
— прекращения работником деятельности в связи с ликвидацией, реорганизацией учреждения образования или уходом на пенсию, независимо от ее вида;
- при выходе на работу (в случае возобновления педагогической деятельности) срок действия имевшейся у него квалификационной категории продлевается не более, чем на один год.
13. Оплата труда работника в соответствии с присвоенной квалификационной категорией осуществляется с момента вынесения аттестационной комиссией соответствующего решения.
14. Педагогическим и руководящим работникам, которым по результатам аттестации присвоены квалификационные категории, делается соответствующая запись в трудовой книжке.
К аттестации на первую и высшую категории:
Для прохождения аттестации необходимо подать заявление (по специально разработанному образцу) на имя руководителя Городской (окружной) аттестационной комиссии, в котором указываются обоснования для аттестации на более высокую категорию.
Кроме заявления рекомендуется подготовить следующие документы:
- Копию /выписку/ из трудовой книжки с указанием места работы, стажа работы в данном учреждении и даты присвоения последней квалификационной категории.
- Копию свидетельства о повышении квалификации по специальности за последние пять лет.
- Копии документов о присвоении званий и наград, если таковые имеются.
- Анализ результативности работы учителя за последние 1-5 лет.
- Список публикаций, отзывы об участии в опытно- экспериментальной работе.
Аттестационная комиссия учреждения образования готовит характеристику- представление, в которой рекомендуется отразить следующие аспекты деятельности учителя:
- Общие сведения об аттестуемом /образование, где и когда получено, педагогический стаж, стаж работы в данном учреждении, сроки и место прохождения последних курсов повышения квалификации, дата последней аттестации, данные о награждениях, званиях и т.п.)
- Сведения об опыте работы учителя в различных параллелях с учетом использования вариативных программ по физике и астрономии.
- Особенности педагогической системы учителя.
- Сведения о результативности работы учителя на основании данных последней аттестации школы, внутришкольного контроля, проверок окружного и городского уровней, экзаменов, об участи школьников в олимпиадах и турнирах по физике и астрономии, поступлении выпускников в вузы физико- технических специальностей.
- Сведения об участии аттестуемого в опытно- экспериментальной работе в школе и округе (городе): данные о методических разработках (публикациях), выступлениях на семинарах, конференциях, участии в профессиональных конкурсах и т.д.
|