Квалификационная характеристика
учителя
7-14 разряды
Должностные обязанности:
учитель осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом
специфики преподаваемого предмета, способствует формированию
общей культуры личности, социализации, осознанного выбора
и освоения профессиональных программ. Использует разнообразные
формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по
индивидуальным планам, ускоренным курсам в рамках государственных
стандартов. Планирует материал по преподаваемому предмету.
Обеспечивает выполнение учебной программы, достижение и подтверждение
обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную
дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство,
честь и репутацию обучающихся. Участвует в разработке и выполнении
образовательных программ, несет ответственность за: реализацию
их не в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком
учебного процесса, качество образования своих выпускников.
Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.
Участвует в деятельности методических объединений и других
формах методической работы. Систематически повышает свою профессиональную
квалификацию. Осуществляет связь с родителями или лицами,
их заменяющими; выполняет требования техники безопасности
и производственной санитарии при эксплуатации учебного оборудования;
отвечает за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного
процесса.
Должен знать: Закон об
образовании, основы общетеоретических дисциплин в объеме,
необходимом для решения педагогических, научно-методических
и организационно-управленческих задач, теорию, педагогику,
психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику
преподавания предмета, воспитательной работы, программы и
учебники; методику воспитательной работы; требования к оснащению
и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства
обучения и их дидактические возможности; основные направления
и перспективы развития образования и педагогической науки;
основы права и научной организации труда; нормативные документы
по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи.
Учитель должен уметь: обосновать
свой выбор программы и учебно-методического обеспечения; проводить
учебные занятия, опираясь на достижения в области методической,
педагогической и психологической наук, возрастной психологии
и школьной гигиены; планировать и осуществлять учебный процесс,
ориентируясь на личность школьника, его мотивы, познавательные
интересы, способности; организовывать самостоятельную
деятельность учащихся, в том числе исследовательскую, включать
в учебный процесс проблемное обучение; оценивать эффективность
обучения предмету, учитывая не только усвоение знаний и овладение
умениями, но и развитие опыта творческой деятельности, познавательного
интереса к предмету, осуществлять контроль и аттестацию учащихся;
осуществлять связь обучения предмету с жизнью, обсуждать с
учащимися актуальные события современности; вести внеклассную
работу по предмету;
Требования к квалификации по
разрядам оплаты труда
• 7 разряд - среднее
профессиональное образование без предъявления требований
к стажу работы;
• 8 разряд - высшее
профессиональное образование без предъявления требований
к стажу работы или среднее профессиональное образование
и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;
• 9 разряд - высшее
профессиональное образование и стаж педагогической работы
от 2 до 5 лет или среднее профессиональное образование и
стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;
• 10 разряд - высшее
профессиональное образование и стаж педагогической работы
от 5 до 10 лет или среднее профессиональное образование
и стаж педагогической работы свыше 10 лет;
• 11 разряд - высшее
профессиональное образование и стаж педагогической работы
свыше 10 лет;
• 12 разряд (учитель
II категории): должен отвечать общим требованиям, предъявляемым
к учителю; уметь самостоятельно разрабатывать методику преподавания
предмета; использовать в своей работе прогрессивные идеи
прошлого и современного, формы и методы активного обучения;
владеть организационными формами диагностической работы
с обучающимися; обеспечивать устойчивые положительные результаты
в учебно-воспитательном процессе; руководить или участвовать
в работе творческих групп, методических объединений, школ
передового опыта в самках образовательного учреждения, а
также:
иметь высшее или среднее профессиональное
образование и стаж работы в должности учителя (преподавателя)
не менее 2 лет; высшее педагогическое образование и стаж
работы в должности учителя (преподавателя) не менее 1 года;
• 13 разряд (учитель
1 категории): должен отвечать требованиям, предъявляемым
к учителю II квалификационной категории; владеть методиками
анализа учебно-методической работы по предмету; составлять
и реализовывать индивидуальные программы обучения, уметь
руководить творческими семинарами, использовать передовой
педагогический опыт в своей работе, а также:
иметь высшее профессиональное
образование и стаж работы в должности учителя (преподавателя)
не менее 3 лет; высшее педагогическое образование и стаж
работы в должности учителя (преподавателя) не менее 3 лет;
• 14 разряд(учитель
высшей категории): должен отвечать требованиям предъявляемым
к учителю 1 квалификационной категории; разрабатывать новые
учебные программы, педагогические технологии, методики обучения
и воспитания вести работу по их апробации; составлять экспериментальные
задачи по своему предмету; руководить творческими группами
по разработке актуальных проблем в области образования,
а также; - иметь высшее профессиональное образование и стаж
работы в должности учителя (преподавателя) не менее 5 лет;
высшее педагогическое образование и стаж работы в должности
учителя (преподавателя) не менее 4 лет; ученую степень кандидата
наук и стаж работы в должности учителя (преподавателя) не
менее 3 лет; ученую степень доктора наук и стаж работы в
должности учителя (преподавателя) не менее 2 лет.
|