Е.А.Маслова,
МПГУ
Общие закономерности динамики самооценки в онтогенезе
В раннем возрасте, когда ребенок
не осознает себя как отдельное от
окружающих существо, отношение к себе
складывается через отношение взрослых.
Ребенок значительно раньше начинает
ощущать себя любимым или отвергнутым, а
лишь затем приобретает способности и
средства когнитивного самопознания. Иначе
говоря, ощущение "какой я"
складывается раньше, чем "кто я".
Материнское отношение - принятие,
привязанность, одобрение становится первым
социальным "зеркалом" для сознания
ребенка. Поведение родителей, их установка
важны для развития ребенка, т.к. искажения
развития встречаются не только у лиц, в
раннем детстве разлученных с матерью, но
также и у тех, кто испытал влияние
неправильных родительских установок.
К концу третьего года жизни
происходит "отделение" ребенка от
других людей и осознание собственных
возросших способностей и возможностей.
Оценка своих поступков становится
возможной только на основании сравнения
своих поступков, качеств с возможностями,
поступками, качествами других. Сравнение в
начале касается не личностных качеств, а
внешних атрибутов. Постепенно меняется
предмет оценки. Существенным сдвигом в
развитии личности дошкольника является
переход от предметной оценки другого
человека к оценке его личностных свойств.
Усвоение норм и правил поведения
становится теми мерками, которыми
пользуется ребенок в оценке других людей.
Достигая старшего дошкольного возраста,
ребенок усваивает моральные нормы и
начинает учитывать последовательность
своих поступков, использовать их в качестве
меры для оценки себя и окружающих.
С позиции концепции общения
образ себя у младенца закладывается в
общении со взрослыми. Первые
взаимозависимые отношения между ядром и
периферией образа себя складываются у
ребенка к началу раннего возраста. Успех,
неуспех конкретного действия не отделяется
от переживания благополучия-неблагополучия
своей личности. Если в общении со взрослыми
первоначально закладывается ядерная
структура образа, то в контактах со
сверстниками в образе себя и в образе
ровесника отражаются, в первую очередь,
представления, организующие содержательно
определяющие его периферическую структуру.
Младший дошкольник имеет явление
доминирования ядерных структур над
периферическими. В тех случаях, когда он не
находит необходимого отклика, у ребенка
складывается заниженная самооценка. Важные
источники представления о своих
возможностях – самостоятельная
деятельность, контакты со сверстниками и
деловое общение со сверстниками. Однако
опыт игры и контактов со сверстниками
откладывается в периферических структурах
по началу мало воздействует на ядерные
образования. Между ядром и периферией
начинают устанавливаться двусторонние
отношения, при которых не только центр
определяет эмоционально и содержательно
периферию, как было ранее, но намечается
обратное влияние. В старшем дошкольном
возрасте складываются двусторонние связи
между ядром и периферией. Это выражается в
развитии самооценки, в знании ребенком
предметной и социальной ситуации.
Таковы тенденции развития
осознания себя ребенком, становления его
самооценки.
По мере развития ребенка влияние
разных факторов, определяющих его
самооценку, меняется. В исследовании Т.В.
Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, М.И. Ганошенко
были выявлены следующие данные:
4-4,5 года жизни |
самооценка связывается с
успешностью предметной деятельности |
4,5-5,5 |
В отношение ребенка к себе
начинает проникать оценка сверстника.
Самооценка также связана с предметной
деятельностью, но в отношение к себе
начинает проникать опыт
взаимоотношений ребенка со
сверстниками в предметной деятельности. |
5,5-6,5 |
Утрата предметной
деятельности своего ведущего положения.
Ни один вид детской деятельности (в т.ч. и
игра) не имеет связи с самооценкой
ребенка. Самооценка также не связана и с
социальной сферой дошкольников. В этом
возрасте успешность предметной
деятельности связана только с
предполагаемыми ребенком оценками этих
деятельностей другими людьми. |
6,5-7 |
Отношение ребенка к себе
опосредуется оценками сверстников,
мамой и воспитателем, а
результативность деятельности снова
становится важной. |
7-7,5 |
Сфера общения ребенка со
сверстниками и взрослыми напрямую
определяет отношение ребенка к себе. |
Таким образом, после прохождения кризиса трех лет, на котором
отношение к себе преломляется через успешность в достижении
результата в предметно-практической деятельности, основным
источником его отношения к себе (до 5,5 лет) продолжает выступать
опыт в продуктивной деятельности. С 5,5 лет в сферу отношений
ребенка к себе проникает опыт взаимоотношений со сверстником
и он начинает смотреть на себя его глазами, что отчасти снижает
сложившуюся ранее в общении с родителями завышенную самооценку
ребенка. В 5,5-6 лет ребенок перестает связывать самоотношение
со своими успехами-неуспехами в продуктивных видах деятельности
напрямую. К 7 годам мнение окружающих его людей (сверстники,
воспитатели) непосредственно определяют самоотношение ребенка.
Знания о себе и своей состоятельности ребенок получает через
оценки своей успешности другими людьми. Механизмом смены ориентира
с предметной деятельности на взаимоотношения с другими людьми
выступает смена формы общения. Оценки мнения людей касаются
не его деятельности, а его самого как личности и ориентируют
дошкольника на восприятие и оценки окружающих в том же качестве.
Будучи интериоризированным ребенком, эти оценки начинают выступать
критерием его собственной самооценки. Игра, традиционно признаваемая
ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, в данном исследовании
не выступила как существенный фактор, определяющий преобразования
в образе себя ребенка-дошкольника. Ее ведущее положение в
становлении самоотношения было прослежено на коротком промежутке
времени от 5 до 5,5 лет. Возможно, делается вывод, что лишь
на этом этапе игра выполняет функцию ведущей деятельности
как фактор выстраивания отношений ребенка с другими, поскольку
в остальных возрастах она не связана прямо с отношением ребенка
к себе. Таким образом, самооценка ребенка развивается под
влиянием успешности в деятельности, а затем, в старшем дошкольном
возрасте – под влиянием взаимоотношений со сверстниками, взрослыми
людьми. Хотя результаты работы В.Г. Щур по исследованию общего
отношения к себе дошкольников 5-7 лет показали, что подавляющее
большинство детей оценивали себя положительно, выявило тенденцию
к завышению прогнозирования своих возможностей, что по мнению
А.И. Силвестру является возрастным феноменом.
Чем же вызвана заниженная
самооценка, отрицательное отношение
ребенка к себе. В работе Е.Т. Соколовой "Самосознание
и самооценка при аномалиях личности"
указана главная причина – неразвитость
отношений привязанности между матерью и
ребенком, которое в дальнейшем
преобразуется в стабильное отвержение
личности собственного "Я".
Таким образом, к началу старшего дошкольного возраста ребенок
имеет определенное мнение, сопряженное с отношением к себе,
обусловленное детско-родительскими отношениями в раннем возрасте
и успешностью/неспешностью деятельности в раннем и младшем
дошкольном возрасте. Наблюдается тенденция к высокой положительной
самооценке старших дошкольников. Однако, присутствуют дети
с заниженной самооценкой, причины которой следующие: - объективные
недостатки - низкий рост, непривлекательная внешность и т.п.;
- другие: неуспех в деятельности, в общении; угроза отчуждения
в детстве (нелюбовь родителей). Дети с заниженной самооценкой
переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют
своих потенций. Типичным проявлением заниженной самооценки
является повышенная тревожность: психическое перенапряжение,
которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей,
несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.
Список литературы
Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 1977.
Воспитание самооценки и активность у детей дошкольного возраста. - М., 1973.
Галигузова Л.И. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. - 2000. - №5.
Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии. - 1999. - №1.
Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск., 1997.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника. - Минск, 1997.
Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дощкольников. - Кишинев: Штиинце, 1983.
Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников // Генетические проблемы социальной психологии. - Минск. - 1985.
Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975.
Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990.
Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых дошкольных учреждениях и в семье // Вопросы психологии. - 2000. - №3.
Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1989.
Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г. Рузской. -М., 1989.
Развитие общения у дошкольников/Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной.
Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.
Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. -М.: Педагогика, 1988.
Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - №2.
Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1989.
Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.
Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. - 1988. - №3.
Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989.
|