Мотков О.И. кандидат психол. наук, старший научный сотрудник,
доцент Ин-та
психологии им. Л.С. Выготского РГГУ,
Москва.
Интегральная модель личности
В психологии личности существуют три
основных течения в описании сущности
личности, определении ее детерминант,
движущих сил и структуры: 1) акцент на
преобладании в личности внутренних
биологических начал, или особой внутренней
инстанции – субъекта;
2) акцент на детерминации личностных
образований внешними социальными
факторами; 3)
интерактивный подход – детерминация
личности взаимодействующими внутренними и
внешними факторами.
В советской психологии доминировало
марксистское представление о социальной,
внешней обусловленности личности. При этом
важнейшие понятия психологии не были
разведены, их содержание накладывалось
друг на друга. Личность отождествлялась то
с сознанием, то с субъектом, а то и с
психикой в целом. Под прессом “единственно
верной” философской доктрины
теоретические представления не могли
развиваться, за редким исключением.
Происхождение субъекта как особого аспекта
личности и его место в ней также до сих пор
во многом не ясно, в силу очевидной
нестыковки представлений о субъектной
активности с заученным тезисом о
социальной обусловленности личности.
В настоящее время, с учетом современных
данных психологии личности,
нейропсихологии,
нейрофизиологии и психогенетики актуальным
для российской психологии
является построение
интегральной (или
природно-культурной, биосоциальной)
модели личности и ее
структуры. Такая модель должна, в идеале,
опираться как на психологические
представления, так и на
нейрофизиологические корреляты. В ней
должны быть осмысленно
объединены изначальные биологические
мотивационно-эмоциональные образования,
аппарат субъекта и прижизненно
образующиеся под влиянием внутренних и
внешних факторов наслоения – Я-образования,
прижизненные ценности, ситуативные цели и
подцели, значимый опыт. Выстраиваемое
взрослой личностью поведение является,
очевидно, функцией всех этих
взаимодействующих факторов. Каждый из них
занимает свое место в структуре личности,
вносит свой особый вклад, выполняет свою
специфическую функцию в общем процессе
построения оптимального поведения.
Рассматриваемый ниже
подход к психике и личности основывается на
следующих методологических положениях.
1 – Предметный (структурно-функциональный)
принцип. Мир состоит из целостных предметов.
В предмете, например, психике, мы интуитивно
абстрагируем, выделяем материальный
субстрат и функциональную составляющую.
Поэтому при изучении психики рассматриваем
и ее структуру, и функции, учитываем и
психологические, функциональные
проявления, и их нейропсихологические
корреляты.
2 – Принцип
детерминизма. Из ничего не может появиться
что-то. Например, высшие
психические функции не могут появиться в “пустом”
мозгу. 3 – Принцип
развития. Мы изучаем психику и личность как
со стороны их топологии (пространства,
структуры), так и во
временном аспекте (изменения в них в
течение жизни, развитие).
Итак, что же такое
психика? Какую
главную задачу она выполняет в живом
организме? Психика – функция нервной
системы, обеспечивающая побуждение,
организацию, регуляцию и осуществление
оптимального поведения по удовлетворению
базовых физиологических и психологических
потребностей и прижизненно образующихся на
их основе мотиваций (мотивов, целей,
намерений, ценностей, отношений и т.п.).
Потребности изначально встроены в психику
и составляют ее ядро
(З. Фрейд, У. Мак-Дауголл, Г.
Мюррей, ранний Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин,
А. Маслоу, П.В.
Симонов, Л.Н. Собчик, Диси и Руаян,
и др.). Они активируют
процессы организации поведения и задают
его метанаправленность. Т.о.,
главная функция психики
вовсе не “отражательная”, а запускающая,
направляющая, организующая и регулирующая
поведение (мотивирующая и организующая)
– управляющая функция.
Психика является
саморегулирующейся системой, имеющей в
своем составе две основные
взаимодействующие части: Управляющую
психику и
Исполнительную. За
управляющую функцию в головном мозгу
отвечают структуры подкорки (гипоталамус,
лимбическая система и др.) и лобные доли (блок
программирования, по А.Р. Лурия), включая
медиобазальные их отделы.
Управляющая психика и является собственно
личностью.
Исполнительная
психика человека осуществляет функции
поддержания состояния бодрствования,
ориентировки, познания (“отражения”,
сохранения и переработки информации),
выполнения движений и
речи. Сюда относятся механизмы сознания
(как “поля” ясного видения и понимания
поступающей извне и изнутри информации –
но это не сама информация!, как
аппарата регуляции сна
и бодрствования, представленного в мозгу
ретикулярной формацией ствола и, возможно,
некоторыми отделами правого полушария), познания
(восприятия, внимания, памяти, мышления), психомоторики,
восприятия и артикуляции речи.
Все эти механизмы являются средствами для
организации оптимального поведения по
осуществлению потребностей, желаний и
целей личности. Они
представлены в мозгу блоками поддержания
тонуса, приема и переработки информации (А.Р.
Лурия, Пенфилд, и др.). Такого рода
естественное деление на “цели и средства”
есть как в психике в целом, так и в структуре
личности.
Под инициирующим,
направляющим и организующим руководством
актуальных потребностей и целей, а также
аппарата субъекта в
онтогенезе механизмами Исполнительной
психики нарабатываются
полезные информационные
средства-ориентиры – когнитивные
представления, слова и предложения, схемы
действий. Они существенно расширяют
диапазон данных генотипом значимых
ориентиров и способов осуществления
первичных потребностей и производных
стремлений. Сама
природа потребностей при этом всегда
остается одной и той же (она
не превращается в какую-то
другую, как утверждал А.Н. Леонтьев).
Эскизное рассмотрение сущности
психики позволяет перейти к краткому, в
рамках тезисов, определению сущности и
структуры личности.
Личность
- это мотивационная-эмоциональная и организующая
поведение сфера психики, включающая все
образования, которые побуждают, направляют,
оценивают, организуют, контролируют
поведение и выражают в эмоциях состояние
организма. Это центральный организатор и
регулятор поведения, главная управляющая
программа человека. Биосоциальная
сущность личности признается большинством
зарубежных и рядом современных
отечественных психологов (А. Маслоу, Г.
Айзенк, К. Купер, Э.Л. Диси, Р.М. Руаян, Л.Н.
Собчик, В.М. Русалов, П.В. Симонов и др.).
Она была очевидна для И.П. Павлова, В.М.
Бехтерева и А.Ф. Лазурского. Предпринятое
в советское время в угоду господствующей
идеологии выбрасывание из личности системы
природных потребностей и темперамента, и
размещение их в мифическом “индивиде”
разрушило целостный
взгляд на личность и затемнило понимание ее
природы, структуры и развития.
Последние данные психогенетики со всей
определенностью доказывают, что по крайней
мере на 40% – 50% основные
черты личности определяются генотипом (Р.
Пломин, А.П. Матени-младший, Т.Е. Бушар и др.).
С учетом
этих результатов можно уверенно утверждать,
что личностью и рождаются, и становятся.
Структура
личности. В личности
есть как наследственно заданные, так и
прижизненно образующиеся под
одновременным влиянием особенностей
внешней среды и внутренних факторов блоки.
В ней можно выделить два больших отдела: Мотивационно-эмоциональный
отдел и блок Субъекта -
аппарат программирования, принятия решений
и контроля поведения.
Мотивационно-эмоциональный
отдел содержит у
взрослого человека пять
блоков: четыре
мотивационных - Базовая личность, Я-личность,
Ситуативная личность,
Инструментальная
личность (значимый
опыт), - и блок Эмоций.
Мотивационные блоки
построены по иерархическому принципу.
Стержневым блоком здесь является Базовая
личность, состоящая в
свою очередь из следующих основных
компонентов: базовые физиологические и
психологические потребности (стремления),
характерологические и культурологические
тенденции, жизненные
предназначения (склонности).
Базовая личность является фундаментальной,
генетически детерминируемой, природной
основой личности, побуждающей и
направляющей любое поведение движущей
силой, ядром личности. Это система
главной метанаправленности жизни живого
существа, на основе
которой, как вокруг ствола дерева, в
процессе жизнедеятельности создаются
иерархии различных, конкретизирующих
общую направленность, мотиваций.
Прижизненно
образующиеся мотивации, подчиненные
Базовой личности, представлены следующими
блоками. Блок
Я-личности – его
составляют относительно устойчивые и
обобщенные отношения Я-концепции, Я-Ты-Вы-концепции,
Я-Мир-концепции. Он
включает также долговременные мотивы и
задачи. Блок
Ситуативной личности -
это образуемые здесь и теперь ситуативные
намерения и цели, самооценки и притязания.
Блок Инструментальной
личности составляют
оцененные как важные для
удовлетворения стремлений и целей личности
конкретные представления, слова и
словосочетания, схемы действий,
определенные эмоции, мнемосхемы и т.п. Т.е.
это значимый опыт организации и
осуществления поведения в узких,
конкретных ситуациях, являющийся
результатом работы механизмов
Исполнительной психики. Он во многом
образуется под влиянием факторов обучения,
воспитания и собственной субъектной
активности. Значимость воспринимаемой
информации определяется и присваивается
изнутри, со стороны актуальных
потребностей и целей.
Богатый значимый инструментарий облегчает
работу Субъекта по организации более
оптимального поведения.
Блок Эмоций
– это определенные
переживания, выражающие состояния
отдельных мотиваций (степень их
осуществления или неосуществления) и
организма в целом. Существует
набор первичных, заданных наследственно, базовых
эмоций, на основе которых в ходе жизни
образуются более дифференцированные и
опосредствованные эмоциональные
переживания. Любое личностное образование
имеет ту или иную эмоциональную окраску.
Блок Субъекта.
Это – второй большой раздел личности,
отвечающий за ситуативную организацию,
регуляцию, контроль и
поддержание произвольного поведения.
Представляет собой отдельную
инстанцию личности,
не сводимую к другим блокам! Вспомним “Эго”
З.Фрейда, “блок программирования” А.Р.
Лурия, нейропсихологическим коррелятом
которого являются лобные доли головного
мозга, “инстанцию принятия решений” Р.П.
Ловелле, и др. Субъект -
своего рода диспетчер, управляющий в
личности. В нем не содержатся постоянные
мотивации и представления, как
в других блоках. Он
производит анализ актуальных стремлений,
выбирает из них наиболее приемлемое здесь и
теперь и принимает решение о его
осуществлении - на основе соотнесения
стремлений с признаками конкретной
жизненной ситуации и с внутренними
возможностями. Субъект удерживает одни
цели и тормозит другие, контролирует и
корректирует процесс осуществления
избранной им цели. Он – посредник между
стремлениями личности и окружающей средой.
Субъект отвечает за сохранение ситуативной
целенаправленности поведения и действует в
одной упряжке с блоками Сознания и значимым
опытом Инструментальной личности.
Все компоненты структуры личности
непрерывно взаимодействуют
друг с другом, и через
Субъекта - с Исполнительной психикой -
с блоками сознания, познания,
психомоторики и речи. Вся
эта психическая система
непрерывно взаимодействует с остальным
организмом (телом) и окружающими
природными и социальными средами, с Миром в
целом.
Итак, личность является
главной управляющей и регулирующей частью
психики. Субъект – отдельный
самостоятельный блок личности. В генотипе
изначально прописаны блоки Базовой
личности, Субъекта и базовых Эмоций. В
онтогенезе идет как
биологическое созревание некоторых
составляющих Базовой личности, механизма
Субъекта и механизмов Исполнительной
психики, так и образование прижизненных
блоков личности, отличающихся друг от друга
степенью обобщенности своей
направленности - от метанаправленности
потребностей Базовой личности до
конкретных образований Инструментальной
личности.
|