Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Начальная школа

Развитие творческих способностей младших школьников

Шаганова Любовь Леонидовна
учитель высшей категории,
Пермский край, г.Красновишерск

В Концепции модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года, говорится: «Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».

Способности человека были и во многом остаются загадкой науки. Педагогика и психология немало потрудились, чтобы приоткрыть завесу тайны, истоки которой – в природе человека. Каждое, даже незначительное открытие в сфере способностей не просто раздвигают границы педагогической теории и практики, но обогащают представления человека о самом себе, о своих творческих возможностях.

Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, что творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются деятельностью. Другими словами, творческие способности развиваются только в любимой деятельности (В.С.Юркевич). Эту мысль развила Е.Л. Яковлева, согласно которой основным психологическим условием развития творческого потенциала школьников является трансформация когнитивного содержания в эмоциональное.

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Как много способных и талантливых детей. Среди подростков талантов значительно меньше, а талантливый взрослые – это скорее исключение, чем правило.

Что происходит с детьми на пути к взрослости? Что мешает им оставаться самими собой? Почему хрупкие ростки индивидуальности в большинстве своем засыхают, а не превращаются в крепкий стебель диковинных цветов? Почему явные способности часто не раскрываются, не становятся талантами.

Каким образом на начальном этапе обучения можно управлять развитием творческих способностей учащихся?

В 2000 году, в очередной раз выпустив детей из начальной школы,я решила отойти от традиционной системы обучения и заняться внедрением элементов развивающего обучения. Одной из находок авторов Р.Н.Бунеева,Е.В.Бунеевой и

Е.В. Прониной, создавших учебники «Моя любимая Азбука», «Капельки солнца», прописи «Мои волшебные пальчики», учебники «Русский язык» является идея так называемых «сквозных образов». В чтении это ребята – Петя, Вова и Катюша, а в обучении грамоте и в курсе русского языка – буквы-человечки.

Работа с образом имеет глубокую психологическую основу. Положительные и отрицательные образы любимых, врагов, образы детства, юности, приятных и неприятных минут человек проносит порой через всю жизнь, и они способны повлиять на ее течение.

Идея букв – человечков предоставляет широчайший простор для творчества. На уроках я предлагаю задания типа:

•  Какую, по вашему мнения, одежду носит звук [м]?

•  Как вы думаете, какой звук спрятал от нас свое имя: [о], [м], [х], [ц]? Почему? Объясните свой ответ.

•  Какие звуки одеваются одинаково? Почему?

•  Почему звуки [р] и [р'] никогда не надевают черную шляпку?

•  Почему звук [щ'] покупает зеленый костюмчик, а звук [ж] – синий?

Ответ на эти и многие другие вопросы нашли сами дети.

Такие образные ассоциации близки и понятны малышам, кинестетикам по природе, а человечки, живущие обычной детской жизнью, со спорами и примирениями, с простудами и смехом, становятся для ребят настоящими друзьями.

Применив свою фантазию, я оживила и «ленту букв», превратила ее в познавательно – приключенческую «дорогу». Это «Дорога» висит над доской во время проведения уроков обучения грамоте. Также я использовала ее на заключительном открытом уроке для родителей, когда каждому ребенку предоставляется возможность пройти по этой дороге, выбрать человечка, «одеть» его, придумать историю о нем. Многие проблемы можно решить, подружив ребенка с образом.

Работа с образом не заканчивается на уроках обучения грамоте, а находит свое применение и на уроках русского языка и чтения.

На уроках русского языка использую систему определённых заданий и упражнений. Вот некоторые из них:

1.«Найди лишнее слово».

Детям предложены слова: птицы, лисица, огурец, ворона. Приведу ответы учеников: «Лишним может быть слово огурец. Во-первых, оно начинается с гласной, а остальные слова с согласной. Во-вторых, огурец неживой, а остальные – живые существа». Другой ученик считает, что лишнее слово птицы, и доказывает это: «В нем два слога, а в остальных словах по три слога. И еще птиц много, а других предметов – по одному».

От класса к классу работа усложняется.

2. «Зашумление слов»

«Зашумление слов с помощью различных линий, штрихов, и простых рисунков , пересекающих буквы. Это заставляет школьников в большей степени сосредоточивать внимание, активизировать свои мыслительные действия.

3. Изменение порядка слогов или букв. Например:

Хаявет калянзем веодн

(ветхая землянка, невод)

4. Слова с отсутствием гласных.

Крсть клкть брнтьс

(Корысть, кликать, браниться)

5. Прием «математическое равенство».

Сто + й + кА + бы – к + и – а – ы + ще = с . . . . . . е (стойбище)

6. Прием «зигзаг».

Данный прием предусматривает работу с несколькими словами. Я записываю друг под другом слова на доске, располагая их буквы в зигзагообразном порядке, а рядом размещаю схемы, которые указывают направление движения глаз. Учащиеся получают задание расшифровать запись по схеме.

7. Предварительная замена букв. Я пишу на доске два слова, заменяя при этом вторую – третью неповторяющиеся буквы первого слова на вторую – третью второго слова. Детям даю задание: найти закономерность и прочитать слова.

Коломцсло окориыа ( коромысло, околица)

8. Исключение повторяющихся букв.

На доске записываю два ряда одних и тех же букв, но в разном порядке. Среди этих букв помещаю буквы, составляющие два новых слова. Предлагаю детям найти закономерность, исключить лишние буквы и прочитать слова. Например:

Впбедремтсензо (веретено)

Слдачзмупжбка (лачужка)

9. Разгадывание слов с символами, шифрами, кодами.

•  Шифровки – анаграммы: х а л а к о н – 3 7 1 4 6 2 5 (лоханка)

•  Прочтение слова в соответствии с кодом или кодирование слов детьми

•  «Паутинка» На концах прямых нитей схемы паутинки я пишу буквы, составляющие несколько новых слов. Круговые нити паутинки располагаются концентрически. В месте пересечения круговой и прямых линий у нужной буквы ставится точка. Стрелка указывает начало и направление движения при чтении.

Аналогичные упражнения использую на уроках математики, информатики.

Например: сосчитай и узнай, что хочет сказать Ариэль принцу Эрику:

16·2= Р 48:2= Е

11·2= В 100:5= Т

30:2= И 36:2= П

18

32

15

22

24

20

 

 

 

 

 

 

 

Расшифруй слово. Нравится ли тебе это слово? Почему?

34+25= у 82-40= ж

66-21= р 39-30= б

53-13= а 48-2= д

46

45

59

42

9

40

 

 

 

 

 

 

 

с

в

б

г

е

т

д

р

з

т

е

ж

10. Работа с таблицей

Детям даю установку: «Внимательно рассмотрите таблицу. Незнакомое слово, которое встретится вам, вы определите самостоятельно, если мысленно уберете буквы, обозначающие звонкие парные согласные звуки».

11. Определи по какому признаку слова объединены в группы:

  • 1) трактора, березы, поля, лучи, дороги;
  • 2) дровами, ногами, стеклами, грушами;
  • 3) доскам, девочкам, ручкам, спицам.

Определи по какому признаку числа объединены в группы:

  • 1) 2, 4, 6, 8, 10, 12
  • 2) 3, 5,7, 9, 11,13

12. Сравни группы слов. Найди в них общее и различное:

  • 1) автомобиль, багажи, воробьи, директора, грачи;
  • 2) скатерть, библиотека, женщина, река, лестница.

Найди общее: 11, 51, 14, 91

13. По названию одной части установи название целого предмета или понятия.

  • Руль - . . . . . (машина, велосипед).
  • Буква Л - . . . . . . (Согласные буквы)
  • (Какая?) прекрасная - . . . . . . . . (имя прилагательное).
  • Треугольник …… (геометрическая фигура).
  • Луг . . . . . . . (экосистема)

14. Сделай вывод на основе имеющихся данных.

(Я знаю, что все имена существительные имеют род. Слово парус – имя существительное. Значит …….

(Я знаю, что прямоугольником называется фигура, у которой все углы прямые. У квадрата все углы прямые. Значит …….)

15. Найди в предложении ошибку, неточность:

В лесу росли деревья: липа, береза, сосна, вишня, ель.

16. Найди общее слово для двух других:

День,ночь - …..

Снег, дождь - ….

17. Что общего и различного в словах учитель и ученик (количество слогов, гласных и согласных звуков, букв в первом и во втором слогах, общие буквы у, ч, е, и; разное: значения слов, количество букв, ударение на разных по счету слогах).

Большой наблюдательности требует от учащихся логические цепочки, нахождение закономерностей. Например:

  • 0,1,4,5,8,9 …
  • 6,12,24 …
  • Ель, сосна, береза …
  • Черника, земляника, клюква …
  • Воробей, ворона, овощи, лисица …

Развитию логического мышления способствуют задания, которые можно назвать «ошибки – невидимки». Например:

58 : 6 = 9 (ост. 2)

Болото, луг, лес, аквариум (аквариум – это искусственная экосистема)

Эти и многие другие приемы позволяют развивать устойчивость, распределение, объем произвольного внимания, абстрактно-логическое, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность, наблюдательность, а также позволяют углублять знания и умения учащихся по предмету.

Оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках мне помогают такие творческие формы проверки усвоения фактического материала как кроссворды. В кроссвордах могут быть зашифрованы слова на какое-либо правило, изученное детьми отрабатываемое на уроке повторения.

В каждом классе провожу ряд занятий, которые предполагают коллективную и самостоятельную индивидуальную творческую работу. На своих уроках широко использую сказкотерапию.

Почему следует предпочесть именно сказку, а не детектив и не «ужастик» (хотя бывает и такое)? Сказка нужнее детям. Она им понятна, она делает сложное простым, а скучное занимательным, она справедлива и народна. Дети сочиняют потрясающие сказки об опасных парных согласных, о двойных звуках, о мягком и твердом знаках. Поражают детская простота, стремление к справедливости, а более всего то, что дети начинают задумываться о русском языке – о его тайнах и загадках и в понятной для себя форме отвечать на свои же вопросы, порой гениально глубоко и метко, интуитивно «нащупывая» языковую истину.

На уроках математики появляются сказки о госпоже точке, о волшебных цифрах и о многих других математических понятиях. На уроке окружающего мира дети сочиняют сказки о путешествии тучки, о превращении клеточки и т.д.

У каждого ребенка есть разного рода дарования. Разумеется далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать. Материал, предложенный авторами учебников образовательной системы «Школа 2100», дает богатые возможности и широкий простор для развития у детей творческих способностей.

На уроках литературного чтения я делаю акцент на пробуждение творческих сил, литературных способностей младших школьников. Приведу примеры некоторых творческих заданий, которые использую на своих уроках:

•  Словесное рисование по произведению (работу провожу после вторичного чтения).

•  Составление диафильма по сценарию.

•  Составление сценария.

•  Постановка «живых картин» по произведению.

•  «Оживление».

Детям предлагаю придумать сказку о каком- нибудь предмете.

•  Прием «Бином – фантазия». Бином создается из двух слов так, чтобы эти слова разделяла известная дистанция, т.е. чтобы одно слово было чуждым другому, чтобы соседство их было необычным. Только тогда воображение активизируется, стремясь установить между указанными словами родство, создать нечто единое.

•  Составление композиции из заранее нарисованных деталей к сказкам.

•  Нарисовать необычное животное, которое называется: кубохвостиус, зубоглазиус, кривопузиус. Рекомендую детям расшифровать эти названия, рассказать, где они могут обитать.

Творческих заданий, которые я использую на уроках чтения, гораздо больше, но я назвала те, которые чаще встречаются.

Таким образом, дети получают прекрасную тренировку по развитию устной и письменной речи, воображения. Я думаю, что без таких заданий ученику на уроке будет гораздо скучнее и его творческие способности получат меньшее развитие.

Изучение математики предоставляет большие возможности для развития творческих способностей учащихся. В работе выше были перечислены некоторые при емы, способствующие развитию творческих способностей.

Для развития дивергентного (открытого, творческого) мышления и выявления личностей, способных видеть и ставить задачи, стремящихся выйти за рамки поставленных условий, я использую следующие виды творческих задач.

Эвристические задачи.

К задачам эвристического характера можно отнести задачи на переливание, перевозку, выбор цвета и т.д., решение которых способствует развитию умения выдвигать и проверять гипотезы, предлагать различные варианты, оценивать последствия каждого из них.

Изобретательские задачи.

Вы хотите есть. На столе хлеб, а у стола голодный лев. Эта задача ставит перед учениками вопрос «Как быть?», когда дополнительные условия сделали очевидное решение невозможным. Ответы моих учеников были таковы:

  • - Вызвать служащих зоопарка.
  • - Зажечь факел и испугать льва огнем.
  • - Может быть, это не животное, а человек с таким именем и тогда с ним можно просто поделиться.

Конструкторские задачи.

Не содержат острых противоречий и предполагает придумывание устройств под заданную цель (придумать, как измерить площадь фигуры, тогда как дети еще не имеют о самом понятии «площадь» представления).

Исследовательские задачи.

Большое значение как на уроках математики, так и на других уроках имеет метод исследования. Я предлагаю ученикам выступить в роли ученых исследователей. Провести наблюдения, подтвердить или опровергнуть гипотезу и сформулировать выводы.

Мною предпринимается попытка педагогического управления развитием индивидуальных творческих способностей учащихся.

Я убедилась на своих учениках: то, что «открыто» самими детьми, требует меньших затрат времени на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием.

Отсюда ясно, что характер педагогического процесса - важнейший фактор регулирования творческих способностей учащихся. Педагогический процесс должен преобразовываться так, чтобы он обеспечивал проявление и максимально возможное развитие творческих способностей.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение