Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

к разделу "Русский язык и литература"

Подготовка к ГИА по русскому языку
Авторский опыт работы

Безмен Виктория Витальевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №69 г. Красноярска

 

Единый муниципальный экзамен вызывает множество споров, даже больше, чем Единый государственный. Педагоги, дети и их родители недоумевают: ЕМЭ или ГИА? В чём разница? С облегчением вздыхают, когда понимают, что разницы нет, речь об одном и том же. Многие недовольны, говорят о том, что эта форма экзамена – лотерея. Кому повезёт, тот и получит высокие баллы. Но опыт преподавания, выпуска ребят, проходящих испытания в форме ГИА, показывает, что ожидаемая оценка, как правило, совпадает с полученной на экзамене. Анализируя состав экзаменационных тестов, нетрудно заметить, что контроль знаний осуществляется по всему школьному курсу предмета. Это позволяет получить объективную картину знаний ученика.

С 2005 года в Красноярском крае проводится апробация государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников 9-х классов в новой форме. Основным отличием новой формы аттестации от традиционных экзаменов является то, что она полагает в качестве итога получение независимой «внешней» оценки качества подготовки выпускников 9-х классов.

При проведении аттестации в новой форме используются задания стандартизированной формы, включающие в себя за­дания с выбором ответа, а также с кратким и развернутым ответом (по аналогии с ЕГЭ). Выполнение этих заданий позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования выпуск­никами 9 классов.

Некоторые затруднения в подготовке ребят к сдаче экзамена в 9 классе вызваны нестабильностью структуры и содержания тестовой части экзамена, ежегодными изменениями требований в заданиях А и С. Однако содержание экзаменационных материалов всегда соответствует тому стандарту, который должна давать средняя школа.

Большинство учителей русского языка работает и в среднем, и в старшем звене школы. Это даёт возможность начать работать не только над речевыми навыками, теорией языка, но и над тестовыми заданиями уже с пятиклассниками. Например, экзаменационные тесты за курс основной неполной средней школы содержат в обязательном порядке задания, посвящённые разделу «Фонетика», уже изученному в 5 классе. Значит, эти задания ЕГЭ можно отработать в 5 классе, и в последующие годы лишь повторять уже знакомый материал. Целесообразно уже в 5 классе познакомить учеников со структурой экзаменационного теста на уровне заданий из раздела «фонетика» и «орфография». Это можно сделать, используя тесты по русскому языку для 5 класса на печатной основе или электронные тренажёры, репетиторы. Учитель может сам создать несколько слайдов в программе Microsoft Po w er Point или дать творческое задание старшим щкольникам, для которых это и будет повторением пройденной ранее темы. Интересен опыт демонстрации таких тестов на большом экране, использование анимации, когда классу предлагается дать ответ, а затем правильный ответ автоматически выделяется на экране. По этому принципу можно осуществлять постепенную, поэтапную подготовку ребят к итоговому экзамену по темам, пройденным в течение школьного курса. У учителя, осуществляющего такой подход к подготовке к ГИА, со временем накапливается демонстрационный обучающий материал, который требует лишь коррекции с учётом особенностей класса или отдельного ученика.

Довольно сложная часть экзамена по русскому языку, по отзывам учеников - это часть А, сжатое изложение прочитанного незнакомцем текста. Абсолютное большинство учителей русского языка – женщины, с их эмоциями, интонациями. А на экзаменах включается техническое средство, и текст воспроизводится мужским голосом… два раза, потом можно приступать к изложению. Ребята утверждают, что воспринимается с трудом. Однако выбора нет, нужно демонстрировать владение языком. Что можно сделать заранее, если условия сдачи экзамена таковы? Писать изложения в течение всего подготовительного периода, используя технические средства, а не собственное выразительное чтение. Практика показывает, что это производит эффект адаптации. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту требует не только мобилизации памяти школьника, но и структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, отсекать второстепенное. А ведь это не что иное, как информационная обработка текста. Для того, чтобы успешно написать изложение, нужны не только репродуктивные, но и продуктивные коммуникативные умения и, прежде всего, умение отбирать лексические и грамматические средства, дающие возможность связно и кратко передать полученную информацию. Работать над этим необходимо уже с 5 класса на уроках развития речи, предлагая ребятам небольшие, желательно занимательные для их возраста тексты, на примере которых отрабатываются и приёмы сжатия текста. В 5-6 классах успешно, и с интересом, ребята работают над заменой однородных членов обобщающим словом, прямой и диалогической речи косвенной. В 7-8 классах работают над обособленными членами предложения и вводными конструкциями.

Завершающая часть экзамена – сочинение-рассуждение. Часть С содержит два альтернативных творческих задания, из которых выпускник должен выбрать только одно. Ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности, умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Опыт работы независимым экспертом показывает, что многие выпускники 9 классов не умеют анализировать, не видят проблему. Часто невпопад пользуются шаблоном, видимо, выучивая клише наизусть и не понимая смысла, содержащихся в нём слов. Самая же распространённая ошибка – уход от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого досадного явления? Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Это сложная, ступенчатая многоцелевая работа, при которой осуществляется функциональный подход к изучению языка, а также выявляются межпредметные связи. Уже младших школьников можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого. В ходе подготовке к ГИА на уроках русского языка уже в младших классах средней ступени обучения можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:

  • 1. Автор рассказывает о том, что…
  • 2. По его мнению, ...
  • 3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что…
  • 4. Итак, …

Важный этап работы над сочинением-рассуждением – это выявление проблемы. Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа. Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов: самопересказ текста, выделение микротем по абзацам, поиск ключевых слов, формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них и, наконец, формирование проблемы – вопроса, который автор ставит перед читателем. Можно дать задание по группам, согласно количеству абзацев. Затем поделиться своими наблюдениями и всем вместе прийти к нужному выводу. Эта черновая кропотливая работа даёт возможность беспроблемного создания тезиса - мысли, которая требует доказательства, от которого, в свою очередь, можно и нужно задать вопрос: «Почему?» Это, по утверждению выпускников, самая сложная часть работы, ведь в аргументации нельзя отвлечься от той мысли, которую доказываешь. Ребятам важно научиться контролировать себя, после аргументации можно посоветовать задать вопрос: «Какая мысль мной доказана?» Ответом на него должен послужить их же тезис, приведённый выше. Такая самопроверка позволит избежать логических ошибок. Особое внимание, несомненно, на уроках развития речи уже с 5 класса следует уделять умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст.

Важная композиционная часть сочинения – это завершение или вывод. Тут можно вернуться к вступлению, подумать, интересна ли тема, актуальна ли проблема, поднимаемая автором. Обычно доходчивым для школьников является совет «закольцевать» сочинение.

На занятиях в 9 классах по подготовке к части С можно использовать приём «идеального сочинения», в группах по 3 человека распределить обязанности: 1 ученик пишет вступление, 2 - формулирует тезис и аргументы к нему, 3 – пишет заключение. Сначала класс работает над одним текстом. Когда работа готова, каждая группа предъявляет наработанное. Ребята вместе с учителем выбирает лучший вариант каждой части сочинения. Так и получается идеальное сочинение. В дальнейшей работе от текста к тексту роли школьников должны меняться. Так постепенно все ученики научатся работать над каждым этапом сочинения. Кроме того, закрепляется навык верного абзацного членения.

Таким образом, подготовка к итоговому экзамену за курс девятилетней школы, теперь уже обязательному и неизбежному, экзамену по русскому языку должна осуществляться планомерно, лучше, если ребята, ещё пятиклассники, уже начнут знакомиться с системой тестирования, постепенно привыкнут к анализу текста, научатся владеть языком сочинения-рассуждения. Важно и умение пересказывать текст, и интерпретация его, и собственные размышления, возникшие на основе прочитанного. Умение создавать новый, авторский, оригинальный текст – это и есть конечная цель обучения языку. Ведь это не только подготовка к грядущим испытаниям, но и развитие образного и логического мышления.

к началу статьи

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение