Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

к разделу "Русский язык и литература"

Урок-исследование по изучению поэтической новеллы С. Есенина «Собаке Качалова»

  Бажанова Надежда Анатольевна
учитель русского языка и литературы
Нурлатской средней общеобразовательной школы 2
г.Нурлат Республики Татарстан

Цели урока: уделить внимание литературоведческому исследованию, которое научит ребят глубже анализировать поэтический текст, соотносить его содержание с критической и мемуарной литературой и разгадывать зашифрованную содержащуюся информацию.

Оборудование : портрет поэта, аудиозапись, магнитофон, фотопортреты.

Ход урока:

•  Чтение учителем стихотворения «Собаке Качалова» (или прослушивание).

- Попытаемся раскрыть тайну образа, который делает это стихотворение удивительно трогательным, человечным. Попытаемся выяснить, был ли прототип у той, «что всех безмолвней и грустней», и если был, то почему, вспоминая о ней, поэт испытывает чувство вины («Ты за меня лизни ей нежно руку// За все, в чем был и не был виноват)?

(в исследовании принимают участие все, но главная нагрузка ложится на группы учащихся, заранее получивших задание.)

  • 1 группа – литературоведы
  • 2 группа – текстологи
  • 3 группа – архивариусы.

2. Первым шагом исследования будет изучение истории создания стихотворения.

Литературоведы

Артист Московского Художественного театра В.И. Качалов, вспоминая первую встречу с Есениным, состоявшуюся весной 1925 г ., пишет: «Часам к 12 ночи я отыграл спектакль, прихожу домой…Небольшая компания моих друзей и Есенин сидят у меня. Я вошел и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и приговаривая: «Что это за лапа, я сроду не видал такой.» Джим радостно взвизгивал, лизал его лицо. Когда Есенин читал стихи, Джим смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал ему лапу: «Ах, ты, черт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи.»

К немалому удивлению хозяина Джима, поэт сдержал свое слово. Во время Бакинских гастролей МХАТа (май 1925г.), Качалов получил записку: «Дорогой Василий Иванович! Я здесь. Здесь и напечатал…стихотворение «Джиму». В воскресенье выйду из больницы (болен легкими). Очень хотелось бы увидеть Вас. Жму Ваши руки. С. Есенин.» Принесла записку миловидная (женщина) девушка. Как потом выяснилось, это была та самая Шаганэ, персиянка.

Архивариусы

Шаганэ Нересовна Тертерян (Тальян) – армянская учительница, ставшая прототипом романтического женского образа, украсившего поэтический цикл «Персидские мотивы», который был создан поэтом во время трех поездок в Грузию и Азербайджан в 1924- 1925 г .

Литературоведы

«Сергей Александрович познакомился в Батуми с молодой армянкой по имени Шаганэ. Это была на редкость интересная учительница местной армянской школы, прекрасно владевшая русским языком» (Из воспоминаний Повицкого Л.И.)

Текстологи

В одном из стихотворений, посвященных ей, неожиданно появляется другой женский образ, который сравнивается поэтом с прекрасной Шаганэ.

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя очень страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

«На тебя она страшно похожа…» Кого напомнила Есенину красавица-армянка? Не имеет ли этот образ девушки связь с загадочным женским образом из стихотворения «Собаке Качалова»? Не о той ли, «что всех безмолвней и грустней» вспоминает поэт и в другом стихотворении «Никогда я не был на Босфоре…»?

Заглуши в душе тоску тальянки,

Напои дыханьем свежих чар,

Чтобы я о дальней северянке

Не вздыхал, не думал, не скучал.

Литературоведы

Продолжая поиск, изучим письма Есенина, написанные в период создания «Персидских мотивов». Может быть, они прольют свет на загадку и помогут выяснить, о ком думал и скучал поэт.

Большинство писем, написанных во время пребывания Есенина на Кавказе, адресовано Г.А. Бениславской. Изучение мемуарной литературы, связанной с жизнью и творчеством поэта позволяет установить, что Галина Александровна Бениславская (1897-1926) – журналистка, которая несколько лет, вплоть до своей смерти, работала в московской газете «Беднота». Интересна её родословная: по матери – грузинка, по отцу – француженка. Если предположить, что она сохранила материнские черты лица (восточные), то, возможно, она была чем-то внешне похожа на Шаганэ.

Г. Бениславская рано осталась без родителей, воспитывалась в семье врачей Бениславских, образование получила в гимназии. Она интересовалась литературой, любила поэзию, особенно Блока, часто бывала в литературном кафе «Стойло Пегаса», в котором в начале 20-х годов собирались лучшие московские поэты читать свои стихи, спорить. На одном из вечеров Бениславская увидела Есенина, услышала, как он вдохновенно читал свои стихотворения, а через некоторое время произошло их знакомство. «С тех пор пошли длинной вереницей бесконечно радостные встречи, - вспоминала Бениславская - Я жила этими встречами, от одной до другой. Стихи его захватили меня не меньше, чем он сам. Поэтому каждый вечер был двойной радостью: и стихи, и он».

Архивариусы

Увлекалась поэзией Есенина и Шаганэ Тертерян. Известно, что поэт часто читал ей новые произведения, говорил с ней о достоинствах персидских поэтов, брал из её домашней библиотеки книги. Между Бениславской и Шаганэ было сходство не только внешнее, но и духовное.

Литературоведы

•  Находясь на Кавказе, Есенин посылал Бениславской письмо за письмом, в которых делился с нею своими творческими планами, радостями и тревогами, порой исповедовался, ругая себя за житейские промахи.

•  «Батум. 12 декабря 1924 г .

Галя милая! Очень болен и поэтому не могу вам написать и рассказать, как живу в Батуме. Только просьбы и просьбы. Перепечатайте эти стихи и сдайте куда хотите. Продавать мои стихи можете, не спрашивая меня. Надеюсь на ваш вкус в составлении».

•  Батум. 20 декабря 1924г.

Галя, голубушка! Спасибо за письмо, оно меня обрадовало…Дорогая, делайте все так, как найдете сами. Я слишком ушел в себя и ничего не знаю, что я написал вчера и что напишу завтра. Только одно во мне сейчас живет. Я понял, что такое поэзия. И не надо мне славы.

•  В Г. Бениславской соединились неразрывно чувство возвышенной любви к поэту и чувство глубокого понимания его таланта. Именно поэтому она решила посвятить себя издательским делам Есенина и заботе о нем и его близких, что, безусловно, позволило поэту сосредоточиться исключительно на творчестве. Сохранились письма, свидетельствующие о том, как глубоко был благодарен Есенин своему ангелу-хранителю».

•  «Галя, милая! Повторяю Вам, что Вы очень и очень мне дороги. Да и сами Вы знаете, что без Вашего участия в моей судьбе было бы очень много плачевного. Это гораздо лучше и больше, чем чувствую к женщинам. Вы мне в жизни без этого настолько близки, что и выразить нельзя. (из письма к Г. Бениславской 15 апреля 1925 г .)

•  Есенин многим был обязан Бениславской. В трудное для него время (1923), когда он, возвратившись из зарубежной поездки, решился разорвать брачные узы с американской танцовщицей Айседорой Дункан, когда образовалась глубокая пропасть между ним и имажинистами и поэту угрожал духовный вакуум, Г. Бениславская протянула ему руку дружбы. Есенин поселился в её квартире. Здесь собирались друзья Есенина: поэты и писатели – Петр Орешин, Всеволод Иванов, Борис Пильняк, Василий Наседкин, Николай Клюев. Это скрашивало будни Есенинской жизни.

•  «Там на севере, девушка тоже, // на тебя она страшно похожа…» Есть все основания утверждать, что речь в этом стихотворении из «Персидских мотивов» идет о Галине Бениславской.

Архивариусы (показывают учащимся фотопортреты Шаганэ и Г.Бениславской.)

Но вернемся к стихотворению «Собаке Качалова».

«Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват».

Литературоведы

«Эта девушка, умная и глубокая, любила Есенина преданно и беззаветно. Есенин отвечал большим дружеским чувством. Есенин встретился с Бениславской еще до знакомства с Дункан, но никогда не говорил о ней. Она же молча пережила его брак с Дункан, и отъезд за границу» (из воспоминаний Шнейдера».

Как тут не вспомнить слова: «та, что всех безмолвней и грустней».

В марте 1925 г ., когда, казалось, ничто не угрожало дружбе-любви Бениславской и Есенина, поэт прислал письмо. «Милая Галя! Вы мне близки как друг, но я нисколько не люблю вас как женщину».

Это был тяжелый удар, но, тем не менее, Бениславская продолжала заботиться о поэте, помогала ему в издательских делах. И только известие о женитьбе Есенина на внучке Толстого – С.А. Толстой – заставило ее разорвать отношения с ним.

Текстологи

Безусловно, разрыв с Бениславской не мог не сказаться на состоянии души Есенина.

Я помню, любимая, помню.

Сиянье твоих волос.

Не радостно и не легко мне

Покинуть тебя довелось.

(1925)

Брак с С.А. Толстой не был для Есенина счастливым. «В один из таких дней тоски, - вспоминает Софья Виноградская, - он пришел прощаться. Было лето 1925 г . Лицо его скомкано, он часто приглаживал волосы, и большая внутренняя боль глядела из глаз.

- Сергей Александрович, что с вами?

- Да, знаете, живу с нелюбимой.

- Зачем же вы женились?

- Ну-у-у! Зачем? Да назло, вышло так. Ушел от Гали, а идти некуда»

В декабре 1925 г . Произошла трагедия в гостинице «Англетер».

Текстологи

За день до гибели Есенин подарил Вольфу Эрлиху известное стихотворение:

До свиданья, друг мой , до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова.

Не грусти и не печаль бровей.

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Литературоведы

«Скоро пришел поэт Эрлих. Сергей Александрович подошел к столу, вырвал из блокнота написанное утром кровью стихотворение и сунул Эрлиху во внутренний карман пиджака. Эрлих потянулся за листком, но Есенин его остановил: «Потом прочтешь, не надо!» (из воспоминаний Е.А. Устиновой)

Почему Есенин вручил свое последнее поэтическое откровение Эрлиху? Не потому ли, что был уверен, что он покажет его Г. Бениславской? Быть может, именно ей и посвятил он это стихотворение?

Текстологи

Кстати, прощаясь с Шаганэ, Есенин писал:

До свиданья, пери, до свиданья,

Пусть не смог я двери отпереть.

Ты была красивое созданье,

Про тебя на родине мне петь.

До свиданья, пери, до свиданья.

Литературоведы

Круг исследования почти замкнулся. Последняя строчка стихотворения «собаке Качалова» («За все, в чем был и не был виноват») выражает то тревожное чувство, которое не покидало Есенина, пожалуй, до последнего дня его жизни.

Через год после смерти поэта (3 декабря 1926г.) Г. Бениславская застрелилась на его могиле, оставив записку: «Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина. Но ему и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое».

По завещанию ее похоронили рядом с могилой поэта.

- Прослушивание романса «До свиданья, друг мой, до свиданья.»

Домашнее задание: прочитать цикл «Персидские мотивы», проанализировать 1 стихотворение по выбору, выучить наизусть одно стихотворение по выбору.

к началу статьи

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение