к разделу "Русский язык и литература"
Использование созданного и адаптированного текста на уроках русского языка
как иностранного в школе русского языка. 6 класс
Кузнецова Г.Е. Учитель ГОУСОШ №1039
Цели урока:
1. Обучение учащихся речемыслительной деятельности на русском языке, овладение стратегиями понимания.
2. Достичь понимания текста в целом, его образного и логического восприятия.
3. Увеличение лексического запаса учащихся.
4. Отработка разных групп грамматической конструкции ( творительный падеж имени существительного, окончания глаголов первого и второго спряжений, простое и сложное предложение).
5.Актуализация знаний о различных частях речи.
6. Развитие навыков аудирования, чтения, говорения, письма на основе предложенных к тексту заданий.
Ход урока:
Организационный момент.
Фонетическая минутка.
с - з; ш – ж; ф – в.
Произнесем слоги:
Ша – жа – са – за
Шо – зо – сщ – зо
Шу – жу – су – зу
Фо – во; фа – ва; фу - ву
Скажем скороговорки:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Жутко жуку жить на суку.
III . Предтекстовые задания.
Отгадайте загадку:
Горит в траве росистой
Фонарик золотистый.
(одуванчик)
( Показать картинку)
- Одуванчик – это что? (Это цветок)
- Где он растет? (На лугу). Луг – это поле, поросшее травой и цветами.
Какого цвета одуванчик? (жёлтый, золотой; цвета солнца, золота)
- Повторим загадку хором три раза.
- Сегодня мы прочитаем рассказ про одуванчик.
1. – Сначала поработаем над новыми словами и выражениями.
Посмотрим в текст, найдем выражение.
«у нас с братом» - у меня с братом. Имеется ввиду общность, объединение братьев в каком-то деле.
Дети (общее понятие): мальчик, его брат Серёжа.
Одуванчики - это желтые луговые цветы, когда они созревают, то их соцветия облетают от порывов ветра ( показать, произнести ф-у-у-у).
Фукнуть – в противоречии дунуть на что-то (фу – фу)
Созревают – становятся большими
Постоянная – всегда проходящая
Забава – игра
Бывало – было много раз в прошлом
Промысел – поиск добычи
В пяту – сзади, по пятам, наступает на пятки.
Деловито – серьёзно
Оглянуться - посмотреть назад
Подкарауливать – поджидать, ждать
Зазеваться – утратить внимание, потерять внимание
Неинтересные – простые
Цветы – родовое понятие
-Продолжите ряд. Цветы: одуванчик, ромашка, колокольчик…
-Цветы бывают луговые (полевые) и садовые. Это луговые цветы.
Продолжите ряд садовых цветов: роза, астра, гвоздика…(показать картинки)
-Заметьте, что среди других красивых цветов одуванчик казался неинтересным.
Открытые – это что-то новое, неизвестное
Однажды – один раз
Наблюдать – глядеть на что-то, следить за чем-то
Лепесток – часть соцветия
Ладонь, пальцы – часть кисти рук; кулак – сжатая ладонь.
Время суток: утро, вечер, полдень
- Найдите слова, противоположные по значению (антонимы)
Ложиться – вставать, сжать раскрыть (показать жестами)
2. – Образуем грамматические формы по образу
1) Искать – искал
Позеленеть -______
Видеть - _________
Сжать - _________
Закрыть - ________
Отыскать - ________
2) Созревают – созревает
Раскрывают - ______
Начинают - ________
Подкарауливают - ____
Наблюдают - ________
IV . Чтение текста. (Учащиеся следят за чтением текста с листа, при этом актуализируется визуальное и слуховое его восприятие).
- Прочитайте текст вслух еще раз (ученики читают вслух по очереди)
- Расставьте ударение в словах.
V . Послетекстовая работа.
1. Составить предложение из следующего ряда слов: одуванчик, золотой, зелёный, стал, был, а.
2. Найти в тексте разные части речи: глаголы, наречия, существительные, прилагательные.
3. Найдите в тексте существительные в форме творительного и предложного падежей.
4. Продолжите список:
«Что делать?» «Что сделать?»
Созревали Позвали
Начинали Отыскали
Срывали Позеленели
- Чем отличаются действия, обозначаемые глаголами, расположенными в разных столбиках?
5. Вы поняли текст? Проверьте себя, ответьте на вопросы:
- Какая забава была у братьев?
- Где мальчики видели одуванчики?
- Какое открытие сделал герой рассказа?
- Когда одуванчики сжимают свои лепестки, а когда раскрывают?
- Почему одуванчик стал для братьев одним из самых интересных цветков?
- Почему рассказ называется «Золотой луг», а не «золотые одуванчики?»
6. Составить рассказ по ключевым словам: одуванчик, забава, открытие, луг, золотой, зелёный, отыскал, сжал лепестки, раскрыл ладони, один из самых интересных цветков.
7. Составить краткий план к тексту.
8. Пересказать текст.
Домашнее задание: написать изложение по прочитанному тексту.
III. Практическая часть
Золотой луг
У нас с братом, когда созрева ют одуванчик и , был а с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту. «Серёжа!» - позову я его деловито . Он оглянется, а я фукну ему одуванчик ом прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас были пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, о от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
(М.М.Пришвин «Золотой луг)
Золотой луг
У меня с братом, когда созрева ют одуванчик и , был а с ними постоянная забав а . Мы идём куда-нибудь искать что-то интересное – он впереди, я за ним. «Серёжа!» - позову я его деловито . Он оглянется, а я фукну ему одуванчик ом прямо в лицо. За это он начинает меня подкараулив ать и тоже, как зазеваешься фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревн е, перед окн ом у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золот ой, а зелен ый . Когда же я возвраща л ся около полудня домой, луг был опять весь золот ой . Я стал наблюд ать . К вечеру луг опять позелене л. Тогда я пошё л, отыска л одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как пальцы в кулак. Цветок спрятал жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я виде л , как одуванчики раскрывают свои ладони, о от этого луг станов ит ся опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нам и , детьми, и вместе с нам и вставали.
(М.М.Пришвин «Золотой луг)
|