Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Дополнительное образование

Б.В. Куприянов
канд. пед. наук,
докторант кафедры
социальной педагогики
Костромского госуниверситета

Фрагменты из книги
"Социальное воспитание в учреждениях
дополнительного образования детей"

Учреждения дополнительного образования детей:
периодическая система социально-педагогических элементов

В начало статьи

Примером реализации еще одного социокультурного контекста в рамках модели социального воспитания специалисты называют (И.Р. Блохина, Г. Росси, Э.Д. Фролов) существовавшие в античном мире специальные философские школы, посвященные Музам и потому называвшиеся Мусейонами. Это, прежде всего платоновская Академия и аристотелевский Ликей, являвшиеся одновременно учеными и религиозными сообществами, научными коллегиями и религиозными союзами, научными учреждениями и местами отправления культа Муз, богинь - покровительниц искусств и наук.

Целью Академии было воспитание государственных деятелей в духе политико-философского учения Платона, стремившегося заложить философские основы в политике, в которой он видел высшее искусство. Жизнь таких сообществ как Академия и Ликей включала совместное посещение занятий, на которых все слушали лекции наставников или присутствовали при проводимых ими беседах, вместе принимали участие в религиозных церемониях. Совместным характером, отличались и дружеские пирушки, которые свершались в дни празднеств, после свершения жертвоприношений, или по другому какому-либо поводу. Стрежнем воспитания являлся особый (сократовский) метод, предполагавший высокую степень терпимости, духовный суверенитет и свободу выбора. Академия и Ликей явились прообразами таких современных моделей социального воспитания как студия и станция.

Студийную модель социального воспитания в полной мере отражают центр эстетического воспитания, детская музыкальная студия, детская музыкальная театральная студия, вокально-музыкальная студия, эстрадная студия, театральная студия, студия современного танца, фольклорно-этнографическая студия, детско-юношеский театр.

Слово студия (от ит. studio - старание, изучение) обозначало первоначально специально оборудованное помещение, мастерскую художника-мастера, где рядом с ним трудились его ученики. В студии молодежь участвует в совместном творческом процессе под руководством авторитетного мастера, постепенно приобретая все большую самостоятельность. Это позволяет не только обучить основам художественного ремесла, но и способствует формированию индивидуальности, стиля, творческого кредо молодого творца. Студия обозначает также группу молодых художников, артистов, объединенных общими взглядами на искусство, часто эти и взгляды, идеи бывают новыми для своего времени, альтернативными по отношению к принятым в обществе эстетическим идеалам. Студия в этом случае обеспечивает общение единомышленников, её деятельность направлена на предъявление новой художественной концепции обществу. В настоящее время, студия понимается также как предприятие, производящее некий продукт, создание которого связано с творчеством (киностудия, музыкальная студия и т.п.).

В студиях организуется социальный опыт совместной созидательной художественной деятельности, опыт демонстрации результатов творческого процесса, опыт созерцания художественных произведений. Повседневность подобных воспитательных организаций и детских объединений включает такие режимы функционирования как “цех” (совместное изготовление), “проектно-конструкторское бюро” (разработка замысла газеты, радиопередачи), “репетиция” (при подготовки телепередачи, радиопрограммы). Событиями в жизни объединения модели “студия” являются выезды и показы (концерты, спектакли, представления-конкурсы, пленэры). Среди социальных ролей взрослых и детей следует назвать: художественный руководитель (режиссер, хореограф, постановщик) и исполнители (актеры, танцоры, музыканты), творцы, мастера (художники) и начинающие. Отсюда и отношения в такой группе строятся как отношения между художниками руководителями и художниками исполнителями (редактор – журналист, режиссер - актер, хореограф – танцовщик и т.п.).

Образование в этой модели характеризуется тем, ребенок включается в исполнение коллективного творческого проекта, большое место занимают тренинги.

Модели “станция” в дополнительном образовании соответствуют станции туристов, натуралистов, техников, центры туризма, краеведения, студии дизайна. Понятие “станция”, которое и определяет контекст организуемого социального опыта в данной воспитательной организации, наделено следующим смыслом – специально оборудованное предприятие, обслуживающее определенные территории, ведущее систематические наблюдения и исследования в какой-либо области. Социокультурный контекст станции юных техников (технического отдела многопрофильного учреждения, технического кружка) представляет собой некое подобие производственной структуры – конструкторско-проектной службы с экспериментальным цехом изготовления образцов. Быт станции характеризуется неторопливым укладом индивидуального, реже группового решения научно-технической задачи. Аналогичен ему социокультурный контекст станции юннатов.

Развитие станций юных натуралистов в нашей стране было обусловлено необходимостью подготовки кадров для сельскохозяйственного производства. СЮНы воплощали в жизнь идею воспитания естествоиспытателей: первопроходцев-покорителей природы, биологов-исследователей, грамотных работников сельского хозяйства, способных использовать природные богатства для блага трудящихся, процветания государства. Им соответствовали такие социальные модели как опытно-экспериментальное хозяйство, лаборатория или другое научно-исследовательское учреждение, биологическая экспедиция.

А вот контекст станции туристов существенно отличается, ведь для туристов станция – это остановка в пути: начальный и финальный пункт похода, место встречи с друзьями, где вспоминаются наиболее интересные походные случаи, хранятся реликвии, привезенные из поездок, снаряжение. Примером совмещения научного и туристического контекстов может служить Центр детско-юношеского туризма, экологии, краеведения (г. Кыштым), возникший на базе станции юных туристов.

Содержанием организуемого социального опыта является опыт совместного преодоления трудностей, совместного изготовления предметного продукта, совместного научного исследования. Социальный опыт воспитанник приобретает здесь в предметно-практической деятельности, спорте, познании, которые организованы в форме экспедиций, походов, изготовления предмета демонстрации, защиты проектов. Детские объединения в этой модели представлены такими типами как творческие, любительские, функционерские. В них можно обнаружить следующие социальные роли взрослых и детей: руководители (похода, проекта, исследования) и подчиненный (участник, исполнитель, экспериментатор), специалисты (мастера, ученые, путешественники, знатоки) и начинающие, первооткрыватели, изобретатели. Отсюда правила и нормы отношений могут быть охарактеризованы как отношения руководителя и подчиненного, заинтересованных в продукте деятельности (специалиста и стажера, мастера и ученика, научного руководителя и научного сотрудника).

Образование в модели станции отличает профилизация, которая выражается в том, что воспитанник выбирает проблему (проект) в рамках определенной предметной области, видами и методами обучения являются целенаправленное исследование, проблемное обучение, проектный метод, организация самостоятельная работы, практика (лабораторная и полевая).

В связи с чрезмерной погруженностью воспитанника в предметно-практическую деятельность могут возникать трудности в отношениях со сверстниками. Отсюда индивидуальная педагогическая помощь направлена не только на содействие в самоопределении по отношению к осваиваемой деятельности, но и на стимулирование взаимодействия в разнообразных сферах жизнедеятельности, оптимизацию взаимодействия воспитанника в формальных и неформальных группах.

Свидетельства о зарождении социокультурного контекста клуба можно также обнаружить в античном мире (симпосиумы и т.п.), однако наиболее явно контекст оформляется в особой форме времяпрепровождения дворян (Английские клубы, салоны, гостиные офицеров, объединения аристократов – любителей большого тенниса и конного спорта). Следует также отметить наличие особых собраний (прежде всего молодежи) и у крестьян. Данью традициям были девичьи “капустницы” которые чаще всего устраивали семьи, где были невесты, так как на обязательную после рубки капусты “вечерку” приглашали холостых парней.

Затем аналогичные сообщества появляются у других городских сословий и превращаются в культурную норму (“вечеринки”, домашние вечера, домашние спектакли, совместные чтения). 

Социокультурный контекст естественного клуба – общность людей имеющих сходные или близкие интересы, занятия; сообщество похожих людей, собирающихся время от времени в часы досуга. К естественным клубам относятся объединения детей по интересам: клубы собаководства, авторской песни, туристические клубы, филателистов и т.п. Примером модели социального воспитания, названной нами “естественный клуб” могут также служить детско-подростковый клуб, клуб ролевых игр, военно-исторический клуб, поисковый отряд, клуб старшеклассников.

Понимание организации социального опыта в модели “естественный клуб” связано с целью: обеспечить участников объединений опытом совместного времяпрепровождения. Своеобразие данной модели состоит в том, что преобладание среди сфер жизнедеятельности объединений общения приводит к дефициту смыслов, который в свою очередь преодолевается миссионерской и (или) игровой идеологией. Доминирующими режимами жизнедеятельности являются “тусовка”, “встреча знатоков”, “философский кружок”, а характерными формами организации взаимодействия – танцевальная программа, вечер общения в импровизированном кафе, трудовая акция, диспут, восприятие-размышление, ситуационно-ролевая игра. Правила и нормы взаимодействия отличает низкая регламентированность общения и отношений, рамочные ограничения, структура социальных роли взрослых и детей включает лидеров и ведомых, знатоков и любителей, партнеров по времяпрепровождению.

В этой модели осуществления социального воспитания систематическое обучение, как правило, отсутствует, просвещение проводится стихийно, по запросу воспитанников, самообразование направленно на бытовую задачу, хобби. Индивидуальная помощь в “естественном клубе” призвана в значительно большей степени, чем в других моделях стимулировать рефлексию, развивать саморегуляцию, способствовать восстановлению отношений с родителями, социального статуса в общеобразовательной школе, группе сверстников.

Показателен миссионерский контекст клуба в Коммуне юных фрунзенцев созданной в 1959 году Игорем Петровичем Ивановым. Идея коммуны была выражалась в коммунарском социальном пафосе – организации коллективной деятельности взрослых и детей, направленной на улучшение окружающей жизни, в этой деятельности происходило и взаимовоспитание коммунаров. Воспитатели выступали в роли старших товарищей воспитанников по коллективной деятельности, товарищеские отношения характеризовались взаимными уважением, доверием, требовательностью и ответственностью.

Описанные модели социального воспитания помогут руководителю детской общественной организации (объединения) сориентироваться в уточнении основных направлений собственной деятельности, выстроить жизнь сообщества более целостно, от чего выиграют все и педагоги и воспитанники.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение