Б.В. Куприянов канд. пед. наук, докторант кафедры социальной педагогики Костромского госуниверситета
Особенности учреждений
дополнительного образования
как воспитательных организаций
В начало статьи
Третья особенность. В задачи
учреждений дополнительного образования
детей входит содействие в профессиональном
самоопределении учащихся, что
обеспечивается предоставлением
возможности школьникам выбирать сферу
деятельности из предложенного перечня и
практико-ориентированным характером
содержания, форм и методов социального
воспитания.
Предназначеность данных
воспитательных организаций для детей
старшего дошкольного и всего школьного
возрастного спектра, приводит к тому, что в
них профессиональная ориентация
становится длительным процессом,
постепенного уточнения интересов ребенка,
восхождения к профессии путем
многочисленных проб в сфере практической
деятельности, через углубление и
расширение содержания образования, так и
через освоение ребенком способов
деятельности, и представляет собой либо
профилизацию, либо профессионализацию.
Профилизация образования имеет
место, когда в качестве его содержания
выступает определенная образовательная
область. При этом могут не только
углубленно изучаться дисциплины одной из
образовательных областей базового
учебного плана общеобразовательной школы,
но и раскрываются межпредметные связи.
Наиболее типичный пример такого рода
дополнения общего образования
представляют собой объединения эколого-биологической
или технической направленности. Занимаясь
здесь, ребенок, даже специализируясь на
изучении ограниченной группы объектов, в
первую очередь, осваивает наблюдение и
эксперимент как способы познания природы,
понятия естественных наук как модели,
объясняющие окружающую действительность. У
него формируется осознанное представление
о роли тех или иных наук в формировании
естественнонаучной картины мира. Вместе с
тем, такие занятия позволяют ему
осуществить пробы, ориентирующие на выбор
ведущего способа деятельности,
взаимодействия с миром: фундаментальные
теоретические исследования, эмпирические
исследования и прикладные науки,
производство как преобразование природы,
передача знаний о природе другим людям.
Профильная ориентация
осуществляется и в музыкальных,
художественных школах, студиях, где наряду
с предметами специализации углубленно
изучается история и теория данного вида
искусства, расширяются знания в области
мировой художественной культуры. У детей
формируется не только опыт исполнительской
практики, но и целостное представление об
искусстве как части культуры человечества,
сфере общественной жизни, о способах
деятельности людей в этой сфере:
исследование творчества и интерпретация
его результатов, возможностей искусства
как способа объяснения мира и человека,
созидание прекрасного, приобщение людей к
искусству.
Все это в целом позволяет ребенку
обоснованно и ответственно подойти к
построению индивидуального
образовательного маршрута, выбору уровня и
формы обучения, конкретных образовательных
учреждений.
В учреждении дополнительного
образования детей обучение отличается
прикладной направленностью, в его
содержании относительно большую долю
составляет освоение приемов и навыков
деятельности, не только учебной, но и
практической, что создает возможности для
профессионализации воспитанника. Исходя из
степени и скорости профессионализации,
можно выделить три её варианта в
учреждениях дополнительного образования
детей. Ранняя и глубокая
профессионализация связана с тем, что в
ряде видов спорта и искусства высоких
результатов достигают в подростковом и
юношеском возрасте, при условии, что
занятия ребенок начинает еще дошкольником.
Такая профессионализация осуществляется в
“школах” по отношению к одаренным детям,
имеющим ярко выраженные задатки и
способности. В этом случае, фактически
являясь еще школьником, ребенок осваивает
профессию и выступает как спортсмен,
музыкант, танцовщик профессионально.
Второй вариант профессионализации
представляет собой длительный процесс
сужения профиля дополнительного
образования от одной его ступени к другой,
ведущий к тому, что к окончанию
общеобразовательной школы ребенок
овладевает теми или иными
профессиональными навыками, на более
высоком уровне, чем его сверстники,
получает опыт практического их применения.
Это может подтверждаться соответствующими
документами о получении
допрофессионального или начального
профессионального образования. Нередко
подростки и юноши присваивают стиль
поведения, взгляды и ценности
соответствующей профессиональной группы,
идентифицируют себя с ней. Практический и
эмоционально-ценностный опыт, полученный в
ходе дополнительного образования,
служит основой для профессионального
самоопределения. Такой вариант
профессионализации обеспечивается
сотрудничеством с различными учреждениями,
предприятиями и организациями, которые
выступают как в качестве площадок учебной и
социальной практики, так и в качестве
следующей ступени профессионализации
учащегося.
В третьем варианте
профессионализации ярко выражены
ориентационные возможности
дополнительного образования,
взаимодействие стихийных и относительно
целенаправленных воздействий на
воспитанника. Освоение совокупности
профессиональных умений и навыков ребенком
происходит не благодаря систематическому
обучению или самообразованию, а в ходе
стихийно возникающих образовательных
ситуаций, а также в различных
обстоятельствах функционирования
объединения. Например, если возникает
необходимость изготовить приспособления
для проведения опыта, пошива костюмов или
изготовления декораций к спектаклю,
организации совместных усилий проектной
группы, руководителем которой выступает
ребенок и мн. др. В таких случаях педагог
создает условия для осознания
воспитанниками сложившейся ситуации как
соприкосновения с профессией. А если
ребенок не обладает соответствующими
знаниями и умениями, приобретенными
стихийно или в других воспитательных
организациях, то организует также
индивидуальное или групповое обучение.
Такая профессионализация длительный
ненаправленный процесс, выстраиваемый как
ряд профессиональных проб, и не ведет к
глубокой специализации ребенка, но она
расширяет спектр рассматриваемых
альтернатив при выборе профиля обучения
или профессии, а также формирует некий
резерв социальной защищенности, закладывая
предпосылки профессиональной мобильности.
В ряде учреждений и объединений,
ориентированных на развитие способностей в
определенной сфере индивидуальные
достижения воспитанников будут
различаться в зависимости от степени
одаренности. Так, дети с небольшими
задатками, как правило, имеют достаточно
четкие представления о собственных
возможностях и ограничениях. На этой основе
у данной категории воспитанников возникает
проблема отсутствия желания и интереса
заниматься данным видом деятельности.
Ориентация одаренных детей на
осуществление привлекательной и значимой
для них деятельности очень велика, как и
затрачиваемое на эти занятия время.
Соответственно, воспитанник оказывается в
ситуации дефицита разнообразного
взаимодействия вне рамок избранного вида
деятельности. Поэтому ряд возрастных задач
не решается ребенком полноценно. Для ряда
детских объединений в учреждениях
дополнительного образования при оказании
индивидуальной помощи характерна
ориентация на преодоление неуспешности
воспитанника в значимой для него предметно-практической
или духовно-практической деятельности.
Вперед
|