Оздоровительная программа «Здоровье»
Денисова О.Л.
педагог дополнительного образования
Приложение №2 «Физминутка!»
Как же правильно проводить физкультминутки? Безусловно, нельзя ограничиваться только упражнениями для мелких мышц кисти, как это часто бывает у пяти – шестилеток. Упражнения должны быть направлены на активизацию разных мышц (наклоны туловища, вращения головы), мышц нижних конечностей (приседания, тыльные и подошвенный сгибания стоп). Последние важны для предотвращения застойных явлений кровообращения в нижних конечностях и органах малого таза. Для профилактики переутомления глаз и развития близорукости рекомендуются упражнения, направленные на укрепление глазных мышц. Ими могут быть круговые движения и одном и другом направлении (повторить 4-6 раз), затем справа налево и обратно (повторить 10-12 раз). Положительное влияние оказывают также сильное зажмуривание (на 5-10 сек.), быстрое моргание, легкие нажимы на веки закрытых глаз в течение 1-2 секунд.
Для снижения утомления от умственной деятельности рекомендуется легкий самомассаж всеми пальцами волосистой части головы.
Средняя продолжительность физкультминуток 40-60 секунд.
Движение в сочетании со словами оказывает на детей благотворное влияние. Динамика ритма и слова, ритмическая пульсация, с которой связаны стихи, вызывают согласованную реакцию всего организма: развивается координация движений, чувство ритма, синхронность движений.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный,
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
А теперь мы ручейки –
Друг за другом потекли…
Становитесь вы опять –
Будем в солнышко играть.
Мы – веселые лучи,
Мы – резвы и горячи.
А сейчас мы потянулись…
И за парты вновь вернулись!
|
Мы, ребята, потрудились,
На уроке мы учились.
Не пора ли нам размяться?
И немного посмеяться?
Превратимся в зайчиков!
Приседайте, мальчики!
Приседайте, девочки, девочки – припевочки.
Потрясем теперь руками:
Наши пальчики устали.
И наклоны нам полезны – физкультуре будем верны.
Мы немножко отдохнули,
Глубоко вздохнули,
Косточки размяли
И учиться снова стали. |
Мы за партами сидели,
На учителя глядели.
А теперь мы тихо встали
И зарядку делать станем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Надо косточки размять.
Мы попрыгаем немножко
И покрутимся волчком,
Глянем весело в окошко,
На другой урок пойдем. |
Приступаем мы к зарядке:
Вместе пятки, врозь носки,
Руки к верху … подросли!
Сто полезных упражнений
Будем делать мы без лени.
Приседанья: раз, два, три –
И веселые прыжки.
А теперь мы отдохнем
И опять урок начнем.
|
Физкультминутки
Руки у груди поставим.
Три рывка назад локтями.
Руки в замочек со спинкой сожми.
Вверх поднимай, сильно спинку прогни,
И головою теперь покрути,
Лень и усталость скорей прогони.
|
Мы немножко отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И всех нас лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали -
Великанами вы стали.
|
Рисуй глазами треугольник,
Теперь его переверни
Вершиной вниз
И вновь глазами
Ты по периметру веди,
Рисуй восьмерку вертикально,
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям веди
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись,
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец,
Зарядка окончилась. Ты молодец!
|
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива.
Мучается бедный ослик,
Что сначала съесть, что после.
Впереди крыжовник зреет,
Позади малина спеет.
Голоден до полусмерти,
Ослик головою вертит:
Слева – свекла,
Справа – брюква,
Слева - тыква,
Справа – клюква,
Снизу свежая трава -
Закружилась голова.
|
Вверх ладошки -
Хлоп! Хлоп!
По коленкам
Шлеп! Шлеп!
По плечам теперь похлопай,
По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной,
Хлопаем перед собой,
Вправо можем,
Влево можем,
И крест – накрест руки сложим.
|
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево,
Руки вверх, руки вниз,
Вверх! И снова поклонись!
Вправо, влево головой!
Руки вверх! Перед собой!
Топни правою ногой!
Влево шаг! И снова стой.
Повернись направо к другу
Правую дай руку другу.
|
Раздел: «Игровой самомассаж»
Самомассаж - является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Игровой самомассаж – поглаживание отдельных частей тела в образно – игровой форме:
Сидя, поглаживание рук, ног с расслаблением в конце в образно – игровой форме.
Поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в образно – игровой форме.
Для частей тела и пальцев.
Речитатив соответственно двигательному действию:
Разотру ладошки сильно
Каждый пальчик покручу
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну
|
- растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги. |
Затем руки я помою
|
Моют руки |
Пальчик в пальчик я вложу
На замочек их закрою
И тепло поберегу
|
Пальцы в замок |
Выпущу я пальчики
Пусть бегут как зайчики
|
Пальцы расцепить и перебирать ими. |
Поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в образно – игровой форме.
Для ступни и пальцев ног.
Речитатив.
Пальчики на ножках
как на ладошках.
Я их смело покручу
И шагать начну.
|
Выкручивание правой рукой левого пальчика и наоборот. |
Разведу вперед – назад
|
Один пальчик тянут руками на себя, другой от себя |
И сожму руками,
Здравствуйте, пальчики!
Гномики лесные,
Здравствуйте, пальчики!
Игрушки заводные.
|
Сжимание ладонями пальцев ног. |
Выполняется руками сначала самомассаж на одной ноге, затем на другой ноге.
Поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в образно – игровой форме (для рук и ног И.П. – сед на стуле)
Я в ладоши хлопаю
И ногами топаю,
Ручки разотру,
Тепло сохраню.
Ладошки, ладошки,
Утюжки – недотрожки,
Вы погладьте ручки,
Чтоб играли лучше
|
Хлопают в ладоши
Топают ногами
Растирание ладоней
Ладонью противоположной руки поглаживание предплечья и плеча |
Вы погладьте ножки,
Чтобы бегали по дорожке
|
Поглаживание голени и бедра ладонями обеих рук. |
Поглаживание и растирание ладоней, предплечья и плеча в положении сидя в образно – игровой форме.
Поглаживание и растирание правой руки левой ключицы и наоборот. Поочередными круговыми движениями рук поглаживание и растирание груди.
Речитатив: Я мочалку возьму
И ключицу разотру,
И кругами и кругами
Грудь массирую руками.
А потом, а потом
Будет весело кругом!
Поглаживание и растирание ступни, голени и бедра в положении сидя в образно – игровой форме.
Речитатив: Трем рукой – мочалкой
Вверх – вниз, вверх – вниз
Пятки и носочки.
Вверх – вниз, вверх – вниз
Ножку до коленочка.
Вверх – вниз, вверх – вниз
Мы помоем чистенько.
Вверх – вниз, вверх – вниз
А бедро разотрем,
Вверх – вниз, вверх – вниз
И гулять пойдем
Вверх – вниз, вверх – вниз
Поглаживание и растирание рук и ног в положении сидя в образно – игровой форме.
Поглаживание и растирание груди и спины в положении сидя в образно – игровой форме.
«Игромассаж»
Игра! Веселая игра!
Игрой довольная детвора.
Эй, кто стоит там в стороне?
Скорей сюда, скорей ко мне!
А ну, быстрей, лови кураж,
Ведь впереди у нас массаж.
Поглаживание и растирание отдельных частей тела в образно – игровой форме.
Поглаживание и растирание рук, груди, спины, ног в образно – игровой форме.
|